Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

ISBN: 978-5-4253-0032-4

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Исследование психологических особенностей оперативных работников в процессе оперативно-служебной деятельности 703

Калягин Ю.С., доцент кафедры криминальной психологии факультета "Юридическая психология" , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, uskalyagin@mail.ru
Полный текст

Реализация служебных задач в профессиональной деятельности оперативного работника нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом и сопряжена с повышенной ответственностью сотрудника за принятые решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием различного рода перегрузок, что требует от сотрудника решительных действий, способности идти на риск. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики оперативных работников. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.

В нашем исследовании были рассмотрены и проанализированы особенности социального восприятия оперативных работников в процессе профессиональной деятельности, особенности восприятия лиц, с которыми оперативные работники взаимодействуют в процессе деятельности, результаты оценки сотрудниками своего реального "Я", а также проведена диагностика показателей и форм агрессии. При проведении эмпирического исследования использовалась методика ДМЛО Т. Лири, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 74 оперативных работника и 179 граждан.

При анализе результатов исследования восприятия гражданами оперативных работников выявлено, что воспринимаемое гражданами высокое доминирование оперативных работников может снижать эффективность общения, так как приводит к блокированию одной из базовых потребностей человека, потребности в безопасности. Между тем, в процессе осуществления профессиональной деятельности оперативный работник нередко достигает результата как раз за счет фрустрированной потребности в безопасности у партнера по общению. Мы полагаем, что является целесообразным предотвращение закрепления данного (доминирующего) стереотипа поведения и его переноса в повседневную жизнь оперативного работника, что достигается через осознание оперативным работником того факта, что способ общения с позиции доминирования может быть эффективен в достаточно узком спектре задач профессионального взаимодействия с другими людьми. Более того, на наш взгляд, стратегия доброжелательности, направленная на удовлетворение потребности в безопасности у партнера по взаимодействию в конечном итоге более выгодна и эффективна. Наблюдая общие тенденции самовосприятия в исследуемых выборках, можно говорить как о механизме проекции (или переноса), так и о развитых механизмах ролевой подстройки под оперативного работника.

Для изучения отдельных негативных особенностей личности нами было проведено исследование оперативных работников с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки. Полученные нами результаты показывают, что проявления агрессии в целом невысокие, наиболее выражена у оперативных работников косвенная агрессия, т.е. использование окольным путем направленных против других лиц злословия, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных вспышек злости. Заслуживает внимания и то, что выражен показатель аутоагрессии, характеризующий отношение и действия по отношению к себе, проистекающие из возможного убеждения оперативного работника в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо – вредно, злобно или бессовестно. Менее всего выражена форма агрессии в виде подозрительности. Показатели проявления вербальной и физической агрессии находятся у оперативных работников в прямой зависимости (r = 0.53). Кроме того, вербальная агрессия также положительно связана с косвенной агрессией (r = 0.45) и негативизмом (r = 0.54). Уровень обиды оперативного работника положительно коррелирует с проявлением подозрительности (r = 0.50).

Результаты по выборке оперативных работников дают определенную характеристику их психологических качеств, за рамками нашего исследования остается вопрос происхождения этих качеств. Предметом отдельного изучения может стать вопрос приобретения данных психологических качеств в процессе оперативной деятельности, а также привлекательности этой деятельности для лиц с выявленными психологическими качествами.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика