Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

ISBN: 978-5-94051-113-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2012

 

Современные общественные процессы и ювенальная юридическая психология 1129

Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" МЗ РФ, Москва, Россия, edozortseva@mail.ru
Полный текст

Социальная ситуация, в которой находятся современные российские дети и подростки, сложна и неоднозначна. Последние годы характеризуются демографическим спадом, уменьшением абсолютного количества детского населения. Высок уровень социального напряжения, связанного с экономическим и социальным неравенством, коррупцией, трудностями получения качественного образования, отсутствием «социальных лифтов», миграционными процессами. На этом фоне в настоящее время происходят значительные изменения политики по отношению к детям, создающие новый контекст деятельности для специалистов в области ювенальной юридической психологии и ставящие перед ними новые задачи. Интересы детей (под детьми в соответствии с международными документами понимаются дети и подростки до 18-летнего возраста) становятся одним из главных приоритетов законодателя. Об этом свидетельствует принятая недавно на федеральном уровне «Национальная стратегия действий в интересах детей в 2012 – 2017 годах». Документ постулирует, что первостепенным в интересах ребенка является воспитание в семье. Тем самым подчеркивается целостность семьи, что снимает неверную постановку вопроса о конкуренции интересов и прав ребенка и его родителей.

«Национальная стратегия» задает ряд направлений действий, обладающих особой актуальностью для ювенальной юридической психологии. К ним, в частности, относится создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, в рамках которых психолог может выполнять ряд важных профессиональных функций. Помимо этого основополагающего документа важными для психологической работы с детьми и подростками в юридическом контексте являются постановление Пленума Верховного Суда № 1 от 1.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», определяющее новые ориентиры деятельности судов по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Большое значение имеют нормативные документы ФСИН, согласно которым пенитенциарные учреждения преобразуются в реабилитационные центры, а также некоторые другие законодательные нововведения.

К актуальным задачам ювенальной юридической психологии, с нашей точки зрения, относятся анализ и концептуальное осмысление с психологических позиций существующей социальной и юридической ситуации, в которой находятся дети и их семьи в России. Не меньшее значение имеет изучение зарубежного опыта, проведение сравнительного анализа, как его позитивных результатов, так и недостатков. На основе синтеза этой информации должны быть разработаны новые программы деятельности психолога в юридически значимом контексте с целью развития и преобразования сложившихся условий, оптимизации положения ребенка и его семьи. Одна из возможностей такой развивающей работы заключается в участии детских юридических психологов в самом процессе правового нормотворчества, касающегося детей, выработке рекомендаций относительно формулировок положений законов и нормативных документов с учетом существующих реалий и психологических закономерностей развития, особенностей психологии ребенка, накопленного мирового опыта, а также правосознания, социальных установок, традиций, менталитета общества.

Острые общественные дискуссии относительно нововведений в области образования, воспитания детей, помощи детям в критических ситуациях, разворачивающиеся в СМИ и сети Интернет, показывают высокий эмоциональный заряд интереса людей к проблематике, имеющей непосредственное отношение к их повседневной жизни и жизни их детей. Не всегда эти дискуссии ведутся корректно, часто проявляется склонность к крайним суждениям. Нередко участники вкладывают разный смысл в используемые термины, трактовку одних и тех же явлений. Разделение общества на «либералов», «западников» и «консерваторов», «традиционалистов», о котором много говорится в последнее время, находит свое отражение в различных позициях по поводу проблем, имеющих непосредственное отношение к ювенальной юридической психологии. В их число входят вопросы защиты прав детей, семейного насилия, ответственности родителей за воспитание детей, возможностей вмешательства общества в семейную жизнь, возраста уголовной ответственности несовершеннолетних и мерах наказания за совершение ими правонарушений, формах правосудия по отношению к несовершеннолетним и т.п. Противоречия во взглядах относительно названных проблем представляются еще более острыми, если учесть многонациональный состав российского общества с его разнообразием народных и религиозных традиций и укладов.

Несмотря ни на что, публичное обсуждение правил и правовых норм, касающихся детей, способов их реализации, включая психологическую составляющую, необходимо. В России действуют международные правовые нормы, направленные на защиту интересов детей, и российское национальное законодательство соответствует их положениям. Вместе с тем прямое заимствование зарубежных концепций, подходов, технологий психологической работы с детьми и их семьями в юридическом контексте без адаптации к существующим в стране условиям, без учета культуральных условий, современных социальных тенденций, правосознания общества, вряд ли может быть успешным. В связи с этим развитие нормативной базы и практики психологической работы с детьми и их семьями в юридически значимых ситуациях следует понимать как процесс взаимодействия специалистов со всеми заинтересованными сторонами, включая как собственное профессиональное сообщество, заинтересованные ведомства и учреждения, так и широкую общественность. При этом важно не только прислушиваться к общественному мнению, но и активно формировать его. Специалисты в области ювенальной юридической психологии должны уметь взаимодействовать со СМИ, профессионально и в то же время доступно для широкой публики рассказывать о существующих проблемах, путях их решения, разъяснять смысл понятий и новых подходов, демонстрировать их эффективность и преимущества. В этом случае возможно принятие правовых и технологических инициатив и новшеств, их укоренение и развитие на отечественной почве.

 

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика