Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

ISBN: 978-5-94051-113-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2012

 

Сопровождение психологом несовершеннолетних – жертв сексуального насилия 1464

Рубрика: Ювенальная юридическая психология

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее время тема сексуальных преступлений против несовершеннолетних является остро актуальной. По праву такие преступления привлекают всеобщий интерес и вызывают жаркие споры не только в профессиональной среде, но и среди простых граждан. Однако зачастую в этих спорах забывают о самих потерпевших. Даже если преступник уже поймани последует справедливое наказание, для потерпевших эта происшествие нельзя считать законченным. Они дают показания, иногда по 2-3 раза, выезжают вместе со следственной группой на место преступления, участвуют в опознаниях и очных ставках, присутствуют в залах суда. Все это не может не оставить след на состоянии ребенка, приводит к так называемой «вторичной травматизации».

В США и Западной Европе, где разработкой проблемы сексуальных преступлений против детей стали заниматься еще в 60-е годы, разработаны системы комплексного психологического сопровождения потерпевших на различных этапах следственных и судебных действий. Сюда входит не только оказание психотерапевтической помощи, но и, например, участие в допросах несовершеннолетних потерпевших. В нашей стране особенности допроса несовершеннолетних регламентируются ст.191 УПК. В части 1 этой статьи говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводятся с участием педагога. При этом зачастую функция педагога в такой ситуации сводится к простому наблюдению за процессом. Планированием допроса, подбором и постановкой вопросов занимается следователь, который не всегда имеет достаточные знания детской психологии, обладает навыками общения с детьми и ставит перед собой задачу минимизировать травматизацию ребенка. В дальнейшем, на протяжении судебно-следственных действий несовершеннолетнего потерпевшего сопровождает законный представитель, который чаще всего оказывается ближайшим родственником, для которого ситуация правонарушения также была травматичной и который не всегда может оказать необходимую поддержку.Помощь психолога оказывается только тем потерпевшим, которые сами ее запрашивают, чаще всего это психолог или психотерапевт практикующий частным образом, либо школьный психолог, которые также не всегда имеют достаточные навыки работы с такими специализированными проблемами. Именно поэтому необходима выработка единой модели работы психолога с несовершеннолетними потерпевшими на протяжении всех судебно-следственных действий.

 

<...>

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика