Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Коченовские чтения «Психология и право в современной России»

ISBN: 978-5-94051-113-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2012

 

Психологические аспекты понятия «интересы ребенка» 815

Терехина С.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ «НМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России , Москва, Россия, sterekhina@mail.ru
Полный текст

С изменением семейного законодательства в нашей стране несовершеннолетние приобрели новый статус, в соответствии с которым они выступают как самостоятельные субъекты семейного права. В качестве приоритетного принципа при решении различных вопросов, связанных с обеспечением прав несовершеннолетних, выступает соблюдение интересов детей. Исходя из этого любые решения, принимаемые по судебным делам, тем или иным образом затрагивающим права и интересы детей, должны оцениваться на предмет того, отвечают ли они интересам ребенка или нет. В настоящее время в правовых дисциплинах ведется активная работа по изучению теоретических и практических аспектов понятия «интересы детей», а также возможных механизмах реализации данного принципа в судебной практике. В то же время психологическим аспектам данной проблемы в рамках юридической психологии не уделяется должного внимания.

Определяя психологическую составляющую семейно-правового понятия «интересы ребенка», необходимо отличать ее от категории «интерес» в психологической науке, поскольку она выступает как «специфическая форма проявления познавательной потребности». Несколько ближе по смыслу к «интересам ребенка» находится категория «потребности», которая фиксирует «состояние недостаточности чего-либо» или «нужду в чем-то». Вместе с тем оба эти понятия отражают некоторые психологические феномены, характеризующие внутренний мир ребенка. В юридическом контексте «интересы ребенка» подразумевают скорее внешние по отношению к самому ребенку обстоятельства его жизни, которые выступают в качестве условий, в которых протекает его психическое и личностное развитие. Таким образом, сами «интересы», не являясь психологическими по своей природе, опосредованно могут оказывать существенное влияние на процесс развития ребенка. Алгоритм принятия судебного решения по гражданским делам в отношении детей должен включать в качестве обязательного звена сравнение различных обстоятельств, связанных с альтернативными вариантами, с точки зрения либо их благоприятствования дальнейшему развитию ребенка, либо минимизации вреда, наносимого ребенку в случае их реализации. В связи с этим суду важно опираться на сравнительную психологическую оценку возможных траекторий психического развития ребенка. В рамках данного подхода особую актуальность приобретает проблема прогнозирования процесса психического развития, которая в современной психологии развития является дискуссионной.

При рассмотрении интересов ребенка в контексте юридической психологии необходимо учитывать их динамичный характер. Содержательное наполнение интересов ребенка зависит от множества разнообразных факторов, в частности от его возраста. Для каждого возрастного периода в психологии принято выделять так называемые задачи развития, которые ребенку необходимо решить на данном этапе. Помимо возрастных особенностей нужно учитывать и его специфические индивидуальные характеристики, поскольку они также могут предъявлять определенные требования как к социальному окружению ребенка, так и методам его воспитания и обучения. В то же время ситуация осложняется тем, что на современном этапе развития общества и научных знаний меняются сами представления о детском развитии, его периодизации, критериях оценки и соответствующих нормативах. Также необходимо отметить, что разработка общепризнанной типологии форм и вариантов в рамках нормативного развития детей и подростков еще далека от своего завершения. В связи с этим задачи, стоящие перед специалистами в сфере защиты детства, являются весьма сложными и многогранными. Для их успешного решения необходимо объединение усилий специалистов различных специальностей, скорейшее внедрение научных разработок в практику судопроизводства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика