Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

91 место — направление «Психология»

0,025 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Женские духовные училища Полоцкой епархии – сокровищница христианских ценностей и школа воспитания духа 1123

Попеленко Е.С., Преподаватель Витебской Духовной Семинарии, историковед, Витебская епархия БПЦ, Витебск, Беларусь, katrin_0585@mail.ru
Полный текст

Середина XIX века характеризуется изменением положения женского духовного образования. И если в целом по Российской империи это процесс  совпал с реформированием всего образования, улучшением всеобщей грамотности, социализацией женщины, то в Западных губерниях этот процесс был связан с другими событиями и протекал немного иначе.

В 1839 году произошло воссоединение униатской церкви с православной. Для успешного и окончательного обращения униатов и укрепления православия необходимо была правильная организация женского образования «в духе православия и русской народности» на территории Беларуси.

В Полоцкой епархии, как и в целом в Российской империи, впервые заговорили о женском училище как об учебном заведении в 40-х гг. XIX века. В 1845 году высокопреосвященный Василий (Лужинский) ходатайствует перед Св.Синодом об открытии в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре училища для девочек-сирот из духовного сословия. Как благотворительное заведение училище уже существовало с 1841 года, когда император Николай I давая своё согласие на восстановление Полоцкого Свято-Ефросиниевского женского монастыря, поставил непременным условием, что бы при нём было устроено епархиальное училище для девиц духовного звания [3, с.685]. После ходатайства высокопреосвященного Василия, оно было открыто в 1844 году на 21 воспитанницу. Отдельного здания училище не имело. Размещалось оно в особых комнатах в монастыре. Образование давалось ученицам простое: монахини обучали Закону Божию, священной истории, краткой всеобщей истории и географии, церковному пению и рукоделию. Духовник обители преподавал русское и славянское чтение, начала арифметики и краткую русскую грамматику. Также воспитанницы учились полезным работам у монахинь: готовили еду, доили коров, делали масло, работали в саду и огороде, приучались распознавать качество пахотной земли, занимались её удобрением и обработкой, наблюдали время посева и уборки хлеба [9, с.171].

Несколько лет спустя качество преподавания стало заметно улучшаться: преподавателями назначались учителя Полоцкой духовной семинарии, законоучителем стал ректор семинарии. Улучшение состояния учебного процесса способствовало увеличению количества желающих получить в них образование. Таким образом, Полоцкое женское духовное училище из благотворительного приюта превращается в благотворительно-просветительное заведение.

В конце 50-х годов XIX века начались работы по созданию правительственных просветительских учреждений.

Вот как охарактеризовал в своих «Записках» женское образование этого периода архиепископ Полоцкий Савва (Тихомиров). «До 1863 года дочери православного духовенства Полоцкой епархии, большей частью, воспитывались в домах своих родителей, но некоторые из них получали образование в польских пансионах, находившихся в Витебске, и в некоторых других уездных городах. Последствия того и другого воспитания были различны и неутешительны. Девицы домашнего воспитания не отличались достаточным умственным развитием и другими, свойственными образованным детям, качествами. Воспитанницы польских пансионатов, находясь в продолжении нескольких лет под влиянием чуждой православному духу среды, вносили в свои семейства понятия и нравы, не соответствующие характеру православного духовенства» [17, с. 526].

Первым, кто поднял в правительстве вопрос об учреждении в западных епархиях Российской империи учебных заведений для девиц духовного звания, был вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий П.Н.Батюшков. В 1859 году он представил на рассмотрение императору Александру II «Проэктъ всеподданейшей записки объ учрежденіи училищъ девицъ дух. звания в западныхъ губернияхъ». Необходимость учреждения женских духовных училищ в Западном крае вызывается по мысли автора «расширением и укреплением латинской пропаганды, потрясающей ныне безнаказанно основы воссоединения униатов с нашею церковью…». «…В борьбе с унией, глубоко пустившей корни, пастыри Церкви встречают, прежде всего, препятствие в своей же собственной семье – в лице жён, являющихся по большей части детьми униатского духовенства и потому пропитанных духом католичества, - невежественных, а в некоторых случаях воспитанных в польских школах. Проектируемые училища должны позаботиться о воспитании просвещённых жён для духовенства, строго воспитанных в духе православия и русской народности…» [18, с.12]

В 1863 году правительство признало пользу и необходимость открыть новые училища для дочерей духовенства в Западном крае, и по рассмотрению положений об этом в Западном Комитете был представлен на Высочайшее утверждение особый всеподданнейший доклад. В этом докладе говорилось о том, что женский пол православного духовенства или остаётся только при одном домашнем воспитании или же получает его в местных светских учебных заведениях, которые содержатся лицами инославного вероисповедания и не русского происхождения. По этим причинам комитет предлагал учредить четыре училища для девиц духовного звания в Полоцкой, Минской, Волынской и Подольской епархиях [13, с.207].

Был составлен общий устав для женских училищ Западного по образцу устава Могилёвского училища. Вновь учреждаемые училища под своё покровительство решила взять императрица Мария Федоровна.

Этот период совпал со временем перехода центра духовной администрации Полоцкой епархии в город Витебск, сюда решено переводить семинарию и женское духовное училище. Спасо-Евфросиниевское училище предстояло закрыть. В это время игуменьей монастыря и начальницей училища была Евфросиния Сарбинович, весьма уважаемая особа, имевшая поддержку в Синоде. Благодаря её ходатайству было решено оставить в Полоцке Спасо-Евфросиниевское училище епархиальным [3, с.685]. С этого года священники стали отдавать своих дочерей в Витебское духовное училище, а Спасское осталось исключительно для бедных дьяческих и пономарских дочерей и круглых сирот – при том незначительном запросе на образование, особенно для девочек, число учащихся сократилось до 10-15, учителей семинарии заменили монахини. Образование опустилось до минимума, и речь заходила о закрытии училища [3, с.687].

Полоцкое женское епархиальное училище для девиц духовного звания было учреждено 18 ноября 1863 года и открыто 12 апреля 1864 года в городе Витебске. Первой начальницей училища стала баронесса Мария Александровна Боде, трудившаяся в училище вместе с супругом, отставным штаб-капитаном бароном Боде [11, л.2]. Правление новооткрытого Полоцкого женского училища состояло из трёх членов: начальница баронесса М.А. Боде, благочинный Иосиф Хруцкий и смотритель училища кандидат Санкт-Петербургской духовной академии Николай Васильевич Вещезоров [11, л.2].

В первые три года после открытия был установлен количественный состав воспитанниц: 20 в среднем классе и 20 в младшем [11, л.2] . Но вскоре после открытия училища местное духовенство, сознавая пользу этого учебного заведения, неоднократно обращалось с просьбой об увеличении числа воспитанниц. Вследствие большого количества прошений императрицей было разрешено правлению училища принимать в каждый класс по 30 девиц с тем, что бы общий состав учащихся не превышал 90 воспитанниц [2, с. 522-532].

Девушкам преподавали Закон Божий, чтение и письмо на русском и славянском языках, русскую и славянскую грамматику, чистописание, арифметику, всеобщую и русскую историю, географию, рукоделие, церковное пение, приучали к ведению домашнего хозяйства, работе в саду и огороде [11, л.4]. В 1867 году смотритель Г.Вещезоров, учитель физики и химии, открывает при училище минералогический кабинет, в который переносит часть своей коллекции: лазурит, малахит, красный губчатый коралл, сталактит и др [11, л.8 на об.].

Достаточно разношерстное состояние училищ, каждое из которых функционировало в соответствии с собственным уставом, побудило руководство Синода приступить к разработке общего, единого для них устава. 

9 июля 1867 года новый обер-прокурор Синода граф Д.А.Толстой, бывший тогда одновременно и министром народного просвещения, поручил Учебному комитету Синода подготовить такой устав, проведя полную унификацию и внутреннего строя, и учебно-воспитательной части епархиальных училищ. Вскоре такой устав женских епархиальных училищ  был разработан и 20 сентября 1868 года Государь Император Александр II, находясь в Варшаве, собственноручно начертал «Быть по сему». Святейший Синод подошел основательно к его разработке. Шестнадцать глав Устава полностью регламентируют организацию, деятельность, повседневную жизнь учебных заведений для дочерей православного духовенства [9, с.5].

Постепенно целью учебной деятельности становилось не только высоконравственное и патриотическое воспитание будущих жен для священников, но и школьных учительниц, для чего в 1860 году вводился новый предмет – педагогика, что и было закреплено в Уставе епархиальных женских училищ 1968 года [9, с.6].  Преподавание нового предмета вводилось не в виде строгой научной системы, а в форме кратких советов и наставлений, или же, по выражению управляющих архиереев, «свободного собеседования»[18, с.171].

Устав женских епархиальных училищ коренным образом менял статус выпускницы училища – она получила право на звание домашней учительницы, что на практике означало возможность занимать должности учительницы начальной школы, обеспечивать себя материально. Устав значительно расширял содержание образования в училище, доводя его до уровня лучших женских учебных заведений страны. Одновременно положения устава являлись свидетельством смены представлений о месте женщины духовного сословия в жизни российского общества. Из традиционной матушки, зависимой от мужа, сфера деятельности которой ограничивалась только домом и домашним хозяйством, выпускница епархиального училища превращалась в самостоятельную личность, занятую общественным трудом [12, с.49].

По Высочайше утвержденному определению Святейшего Синода от 12 ноября 1871 г., закончившим курс воспитанницам полоцкого училищ девиц духовного происхождения, учебные программы в которых оказались близкими к программе, указанной уставом епархиальных женских училищ, даровано право на звание домашних учительниц тех предметов, в которых ими оказаны наилучшие успехи [6, с.249]. С этого времени фамилии воспитанниц и дарованное им право преподавать тот или иной предмет ежегодно зачитывались на выпускных вечерах училища. «Большинство из вас поставлены будут в близкое отношение к простому народу. И сколько здесь дела для труда благотворного, труда святого, просветительного…»,  скажет законоучитель училища, священник В.О.Говорский при выпуске 3 июня 1890 [8, с.580].

В 1870 году в своём отчёте в Св.Синод епископ Савва (Тихомиров) напишет, что положение дел в училище «доведено до полного совершенства во всех отношениях» [16, л.20].

С 1889 года и на протяжении 20 лет начальницей Полоцкого училища духовного ведомства была потомственная дворянка Мария Васильевна Самочернова. Она приходилась двоюродной сестрой русскому композитору, пианисту и дирижёру, главе «Могучей кучки» Милию Балакиреву. В марте 1898 года М.В. Самочернова заказала Балакиреву гимн в честь покровительницы училища императрицы Марии Федоровны. Уже через две недели гимн был написан, впервые его исполнили выпускницы Полоцкого училища 7 июня 1898 года. 28 сентября 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны. На одном из мероприятий, сопутствующим этому событию, Копенгагенская королевская хоровая капелла исполнила «Гимн в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны» М. Балакирева. Ноты гимна предварялись посвящением: «В честь Августейшей покровительницы Полоцкого женского училища духовного ведомства в г. Витебске Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны».

Кроме того, к церемонии закладки нового училища Милий Балакирев написал ещё один хоровой гимн – «Хвала Вседержителю Богу». А для выпускниц училища – две «Прощальные песни»[1].

Одновременно с теоретическим изучением предметов воспитанницы всех классов в течение года упражнялись в письменных работах, писали сочинения, размышления, описания.

Значительное время отводилось изучению русской литературы и словесности. Преподавал эти предметы кандидат богословских наук преподаватель Витебской духовной семинарии А.Е.Любимов. Большое внимание уделялось в училище внеклассному чтению, которое по уставу являлось обязательным. Воспитательницы наблюдали затем, чтобы в свободное время учащиеся занимались чтением, делали конспекты книг в своих дневниках и излагали свои впечатления о прочитанном. В конце месяца эти записи представлялись преподавателям.

Методика преподавания кандидата богословских наук М.А. Преображенского, предусматривала обучение всеобщей и русской гражданской истории при помощи настенных карт, атласов,  и наглядных пособий, которые были в училище в достаточном количестве [8,  с.580].

С целью расширения общеобразовательных познаний воспитанниц вводились необязательные дисциплины по французскому и немецкому языку. Высокого уровня достигали уроки рисования, живописи и иконописи. Написанные иконы жертвовались в беднейшие церкви епархии для иконостаса и в церкви родителей учениц. Икона «Моление о Чаше» (копия с иконы Бруни в натуральную величину) в 1907 году пожертвована в семинарскую церковь к 100 летнему юбилею семинарии. Множество икон было написано для кафедрального собора в Витебске [4, с.544].

Девушки в духовном училище обучались игре на фортепиано, фисгармонии, скрипке. Нередко воспитанницы проводили музыкальные вечера, на которых присутствовала интеллигенция города во главе с архиепископом и начальником губернии. На таких праздниках юные музыкантши исполняли гимны, училищные песни, мелодии из опер. Музыкальные вечера нередко устраивались специально для детей, на которых репертуар соответствовал возрасту слушателей: «Красная шапочка», «Летнее утро», «Табличка умножения», «Нива знанья и науки» и многое другое [5, с.951].

Устраивались в училищах также и открытые литературные вечера с хоровыми выступлениями и чтением стихотворений религиозно-нравственного содержания. Такие мероприятия сыскали хорошую репутацию и высокую оценку для женского духовного училища, сделав его интеллектуальным центром города.

Воспитанницы всех классов обучались технически и практически рукоделию, особое внимание обращалось на изучение кройки и шитья столового и спального белья и платьев. С 1888 года по распоряжению Святейшего Синода воспитанницы должны были овладеть искусством шитья церковных облачений и других принадлежностей церковной ризницы [8, с.588].

После недолгого забвения Полоцкое Спасо-Евросиниевское женское училище также вполне успешно продолжило своё существование. В 1878 году в заведование монастырём и училищем вступает игуменья Евгения Говорович. Она энергично взялась за дела заброшенного училища – приглашает учительниц из окончивших курс Витебского училища, приобретает право принимать в число воспитанниц инославных девушек. Число учащихся стало увеличиваться с каждым годом. В 1880 году количество воспитанниц насчитывалось 60 человек [14, л.10], в 1885 году увеличилось до 85 [15, л.13]. Это училище не давало никаких прав выпускницам, но многие из них выдерживали экзамен, установленный Министерством народного просвещения на звание домашней учительницы, и затем они поступали работать учителями в народные училища или церковно-приходские школы [15, л.13].

Качество преподавания также стало с каждым годом улучшаться. В 1874 году Полоцкую кафедру занял епископ Викторин (Любимов). Были приглашены преподаватели русского языка, словесности и дидактики с академическим образованием. В 1896 году в Полоцкое училище приехал молодой кандидат богословия Дмитрий Сергеевич Леонардов. Он известен как автор книг религиозно-исторической тематики со своим главным фундаментальным исследованием «Полоцкий князь Всеслав и его время». 15 лет Леонардов преподавал в Спасо-Евросиниевском училище и занимался изучением истории Полоцка [10]. В 1907 году на основании Указа Святейшего Синода от 30 января Полоцкое женское духовное училище преобразовано в Полоцкое Спасо-Еврасиниевское епархиальное женское училище, c правом подготовки домашних учительниц.

Таким образом, открытые в 60-х годах XIX века женские училища стали мощным проводником русификаторской политики белорусского народа, что на первый взгляд должно было негативно сказаться на национально-культурной идентификации населения Витебской губернии. Однако глубокое религиозно-нравственное, практическое воспитание и фундаментальное обучение учениц сделало Полоцкое духовное училище подлинным вкладом в духовно-нравственное и просветительское формирование и становление Витебщины.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выпуск 6-й воспитанниц полоцкого женского училища духовного ведомства // Полоцкие епархиальные ведомости, 1880. №16. C. 522-532.
  2. Выпускной акт в Полоцком Спасо-Евфросиниевском училище // Полоцкие епархиальные ведомости, 1897. № 15(неоф). С. 681-688; 685.
  3. Выпускной акт воспитанниц XX-го курса в Полоцком женском училище духовного ведомства в гор. Витебске // Полоцкие епархиальные ведомости, 1907. №17 (неоф). С. 539-549.
  4. Детский вечер в Полоцком женском училище духовного ведомства // Полоцкие епархиальные ведомости, 1907. №35(неоф). С. 951-953.
  5. Женские учебные заведения духовного ведомства // Минские епархиальные ведомости, 1873. №13(неоф.). С. 249-254.
  6. Известия по Казанской епархии №3 от 1.02.1869.  С. 5-9.
  7. Краткий отчёт о состоянии Полоцкого женского училища духовного ведомства за 1888/89 и 1889/90 учебные года // Полоцкие епархиальные ведомости, №13 (офиц), 1890 г. С. 576-590.
  8. Лихачёва Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). Часть 1-3. Спб., 1899.
  9. Витебская энциклопедия URL: http://evitebsk.com/wiki (дата обращения:  01.10.2015).
  10. Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник. URL: http://local.polotsk.museum.by/node/17625 (дата обращения: 01.10.2015).
  11. Национальный исторический архив Беларуси Ф.2766, Оп.1, Д.2, л.2.
  12. Никитина Н.И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию // Вестник НовГУ, 2011. №64. С. 48-51.
  13. Преображенский Ив. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 гг. // Сост. Ив.Преображенский, Санкт-Петербург, 1897. С. 236.
  14. Российский государственный исторический архив (далее РГИА) Ф. 796.Оп.442. Д. 895. Л.10.
  15. РГИА Ф.796. Оп.442. Д.1095. Л.13
  16. РГИА Ф.796. Оп.442. Д.389. Л.20
  17. Савва (Тихомиров), архиепископ Тверской и Кашинский. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы (Тихомирова): Т 3. (1862-1867).
  18. Шелепин Н.И. Могилевское женское училище духовного ведомства (1863-1913 гг.)/составит. Н.Шелепин, Н.Гамолко. Могилевская губерния: Типография И.Б.Клаза и М.Л.Каганаю, 1914 г. С. 171.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика