Славянский вопрос в русской поэзии: от Пушкина до Достоевского * 588
Шмелева А.В., кандидат филологических наук, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы , МГОУ, Москва, Россия Ковалева А.Е., Москва, Россия
А.С. Пушкин – один из первых поэтов, который возвысил свой голос в поддержку внешней политики России относительно славянских народов, терпящих унижение от турецкой власти, и провозгласил о том, что Европа не должна вмешиваться в деятельность славян, защищающих свои государственные интересы и национально-исторические традиции. Проблема, поставленная А.С. Пушкиным о единстве славянского мира и России, станет знаковой для следующего поколения русских мыслителей – славянофилов А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, И.А. Аксакова, Н.М. Языкова и др. Творческое общение А.С. Пушкина с будущими славянофилами послужило выработке принципов историзма и народности в истории русской словесности и определению вектора русской общественной мысли. Обращение к историческому прошлому Отечества и национальным идеалам стало основой формирования православно-славянского мировоззрения ранних славянофилов. Идеализация ими культурно-исторической базы трансформировалась в своеобразную духовно-просвететильскую программу. Под непосредственным воздействием поэзии А.С. Пушкина были определены литературно-эстетические и историософские критерии. Стихотворение Ф.М. Достоевского «На европейские события в 1854 году» вливалось в единый голос консервативного крыла писателей.
* Тезисы, содержащие результаты данного исследования, были озвучены на апрельских конференциях в МГППУ (XV Городская научно-практическая конференция «Молодые ученые – столичному образованию») и в Казанском государственном медицинском университете (VI Международная научно-практическая конференция «Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей», посвященной 10-летию кафедры русского и татарского языков), а также в публикациях сборников по материалам упомянутых конференций.
Византийская тема рефреном проходит через всю поэзию Ф.И. Тютчева, что нашло
свое отражение в стихотворениях «Рассвет» (1849), «Пророчество» (1850), «Тогда
лишь в полном торжестве…» (1850), «Уж третий год…» (1850), «Море и утес»
(1850), «Ты долго ль будешь за туманом / Скрываться, Русская звезда…» (1866) и
др. В стихотворении «Русская география» (1848/1849) Ф.И. Тютчев уже заявлял о
богоизбранности Русской земли и ее великого исторического призвания:
Москва и град Петров, и Константинов град –
Вот царства Руссого заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы –
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временамсцдьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское.. и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
[8, т.1, с.200]
Литература
Аксаков И.С. Речь о А.С. Пушкине / Аксаков К.С., Аксаков И.С.
Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А.С. Курилова. М.:
Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности") //
http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_0130-1.shtml
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Ред. коллегия: В.Г.
Базанов, Ф.Я. Прийма, Г.М. Дридлендер и др. Л.: «Наука», 1972-1990.
Хомяков А.С. Стихотвввоерния / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А.
Кошелева. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. 704 с.
Шмелева А.В. А.С. Пушкин и славянофилы. О влиянии поэта на
творческое самоопределение ранних славянофилов // Вестник Московского
государственного областного университета (Электронный журнал). 2011. № 3. с.
142-149.
http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/135
Щеголев П.Е. Ненаписанные стихотворения Пушкина // Исторический
вестник, 1904. Январь.