Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7620Ключевые слова 18363 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ EBSCO DOAJ
CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Код стиля косматеско: распознавание смыслов 730

Цыкунов И.В., магистрант, кафедры «Лингводидактика и межкультурные коммуникации» факультета «Иностранные языки» , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, artefakt@yandex.ru

Аннотация

Искусство итальянских мастеров Космати, создававших в XII–XIII веках в Риме и окрестностях уникальные мозаичные произведения, во все времена вызывало восхищение. Филигранная техника работы с камнем, полихромность, разнообразие геометрических фигур и сложность композиций демонстрируют их несомненную эстетическую ценность. Однако начиная с XIХ века высказывались предположения, что мастера Космати использовали не просто абстрактные построения, но зашифрованный символический язык. Автор данной работы исследует элементы стиля косматеско как единую систему, пытаясь ответить на вопрос, существует ли символический язык Космати, репрезентирующий важные религиозные смыслы, или это всего лишь часть искусства декорирования пространства. И если он существует – возможно ли его прочесть. Отправной точкой работы послужила надпись на мозаичных полах косматеско в Вестминстерском аббатстве, сложенных предположительно в 1272 году, содержащая точную дату конца света.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Начало итальянского периода истории косматеско предопределил один удивительный человек – монах Дезидерий (1026/27–1087), в миру Дауферий Эпифани, князь Беневентский [13, с. 148-150], а в конце жизни папа римский Виктор III. В 1058 году он стал аббатом Монтекассино и год спустя – кардиналом-пресвитером титулярной церкви святой Цецилии. Карьере молодого аббата способствовала необыкновенная энергия и несомненный организаторский талант.

Дезидерий сразу же взялся за украшение и переустройство обветшавшей со временем обители. Как сказано в монастырской хронике, «в девятом году своего пребывания в должности, от воплощения же Господнего 1066-м, в марте месяце, 4-го индикта, <…> он взялся за основательную перестройку церкви блаженного Бенедикта, из-за своих малых размеров и некрасивого вида совершенно не соответствовавшей такому богатству и такой общине братьев” [13, с. 169-170]. Аббата отговаривали монахи, ибо план перестройки был действительно грандиозен и начинался со спрямления скалистого гребня горы. Но Дезидерий был деятелен и настойчив в своих стремлениях. В Риме представители монастыря уговорами и деньгами добыли античные колонны и мрамор. Для строительства наняли опытнейших амальфитанских и ломбардийских мастеров.

Особая роль была определена для византийских мозаичистов. В монастырской хронике так повествуется об этом: «Между тем он посылает в Константинополь послов для найма мастеров, опытных во всяком случае в искусстве мозаики и ваяния, из которых одни должны были украсить мозаикой апсиду, арку и вестибюль главной базилики, а другие – выложить многообразием разных камней пол всей церкви. Какого совершенства были присланные ему тогда знатоки этих искусств, можно судить по их трудам, ибо всякий уверяет, что видит в мозаике живые и даже цветущие образы и полагает, что цветы всякого рода красок прямо-таки расцветают на мраморных плитах в красивом многоцветии. И поскольку знание этих искусств уже более 500 лет назад было утрачено латинянами, но по внушению и при содействии Бога заслужило возродиться в наше время благодаря его стараниям, то, чтобы оно впредь не пропадало в Италии, этот всяческого благоразумия муж постарался тщательно обучить этим искусствам очень многих мальчиков из монастыря. Все же не только из них, но и из всех мастеров, какие только могут ваять из золота и серебра, меди, железа, стекла, слоновой кости, дерева, гипса и камня, он приготовил себе весьма преданных мастеров своих» [13, с. 171]. Там же в хронике отмечается, что «весь пол во всей церкви вместе с прилегающими часовнями блаженного Варфоломея и блаженного Николая и со своей комнатой он покрыл удивительным и до сих пор неведомым в этих краях многообразием резных камней, но особенно пол возле алтаря и в хоре» [13, с. 172]. Собственно, это и есть первое достоверное упоминание о византийских мастерах.

Литература
  1. Аврелий Августин. О порядке // Об истории истинной религии. Теологический трактат. Минск : Харвест, 1999.
  2. Брук К. Возрождение XII века / пер. и комм. А. Н. Панасьева [Электронный ресурс] // Agnuz.Info. Католическая информационная служба. URL: http://agnuz.info/app/webroot/library/167/93/ (дата обращения: 05.02.1016).
  3. Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М. : Прогресс-Традиция, 2010.
  4. Водчиц С.С. Книжный дизайн: теория пропорций : учеб. пособие. М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011.
  5. Волков А.В. Код Средневековья. Загадки романских мастеров. М. : Вече, 2013.
  6. Гюисманс Ж.К. Собор / пер. с фр. Н. Зубкова. М. : Энигма, 2012.
  7. Деменок С.Л. Просто символ. Символ как вещь и вещь как символ. СПб.: Страта, 2015.
  8. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 58–67.
  9. Зедльмайр Х. Возникновение собора // Храм земной и небесный. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
  10. Иллюстрированная энциклопедия. История средних веков. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  11. Кавтарадзе С.Ю. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. М.: Дом Высшей школы экономики, 2015.
  12. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.
  13. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино. В 4 книгах / перевод с лат. и комм. И. В. Дьяконова; под ред. И. А. Настенко. М.: «SPSL» «Русская панорама», 2015.
  14. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.
  15. Ливио Марио. Число Бога. Золотое сечение – формула мироздания. М: АСТ, 2015.
  16. Макнамара Д.Р. Как читать церкви: интенсивный курс по христианской архитектуре. М: РИПОЛ классик, 2011.
  17. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
  18. Махлина С.T. Лекции по семиотике культуры и лингвистике. СПб.: СПбКО, 2010.
  19. Родин А.В. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля. М.: Наука, 2003.
  20. Роулинг М. Европа в Средние века: быт, религия, культура. М: Центрполиграф, 2005.
  21. Cираждинов С.Х., Матвиевская Г.П. Ал-Хорезми – выдающийся математик и астроном средневековья. М.: Просвещение, 1983.
  22. Сопоцинский О., Тяжелов В. Малая история искусств. Искусство средних веков. М.: Искусство, 1975.
  23. Столяров А.А. Патрология и патристика. М.: Канон+, 2001.
  24. Хоппер В.Ф. Числовая символика Средневековья. Тайный смысл и форма выражения / Пер. с англ. С. Федорова. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2014.
  25. Цыкунов И.В. Рождение стиля косматеско: Византия, Древняя Русь и Средневековая Италия // Язык и текст langpsy.ru. 2015. Том 2. № 4. doi: 10.17759/langt.2015020411.
  26. Шафф Ф. История христианской церкви. Том II. Доникейское христианство. 100–325 гг. Р. Х. СПб: Христианское общество «Библия для всех», 2007.
  27. Шукуров Ш.М. Образ храма. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  28. Щипина Р.И. Григорий Нисский. Создание канона. СПб: Издательство СПБКО, 2013.
  29. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: Петрополис, 1998.
  30. Foster R. Patterns of Thought: The Hidden Meaning of the Great Pavement of Westminster Abbey. London: Jonathan Cape, 1991.
  31. Friedman J.B. The architect's compass in creation miniatures of the latter middle ages / Traditio. Studies in ancient and medieval history, thought and religion. Vol. XXX, 1974.
  32. Hutton E. The Cosmati, the Roman Marble Workers of the XIIth and XIIIth Centuries. London: Routledge and Kegan Paul, 1950.
  33. Rabanus Maurus's «De rerum naturis». URL: http»://www.mun.ca/rabanus/text.html (дата обращения 04.02.2016).
  34. Severino N. Pavimenti cosmateschi di Roma: storia, leggenda e verita. Vol. 1: Introduzione all’arte cosmatesca [Risorsa elettronica]. [Italia], 2012. URL: http://reader.ilmiolibro.kataweb.it/v/876579/pavimenti-cosmateschi-di-roma_876579 (data di accesso: 08.02.2016).
  35. Stemp R. The Secret Language of Churches & Cathedrals. Decoding the Sacred Symbolism of Christianity’s Holy Buildings. New York: Sterling Publishing Co., 2010.
  36. Stickler A.M., Boyle P. L. E., de Nicolo P. Bibliotheca Apostolica Vaticana. Firenze, 1985.
  37. Taylor Richard. How to Read a Church. A Guide to Images, Symbols and Meanings in Churches and Cathedrals, London: Rider, 2003.
  38. Orofino G. Affreschi in Val Comino e nel Cassinate, 2000.
  39. Wheatley A. The Idea of the Castle in Medieval England. York: York Medieval Press, 2004.
  40. URL: http://www.abbaziamontecassino.org/abbey/index.php/en/ (дата обращения: 05.02.1016).
  41. URL: https://books.google.ru/books?id=03M_AAAAcAAJ&pg=PP5&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 02.02.2016).
  42. URL: http://www.westminster-abbey.org/conservation/history/inscription (дата обращения 20.01.2016).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика