Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

91 место — направление «Психология»

0,025 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Молитва в камне: символы косматеско в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме 714

Цыкунов И.В., магистрант, кафедры «Лингводидактика и межкультурные коммуникации» факультета «Иностранные языки» , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, artefakt@yandex.ru

Аннотация

Все архитектурные элементы в средневековом храме, как и он сам, являются единым символическим пространством, где все детали репрезентируют идею Бога и обращены либо к верующим, либо к Создателю непосредственно. И в этой системе мозаичные полы мастеров Космати не являются чуждым элементом – по сути, это не что иное, как молитва, созданная в камне, но при этом молитва живая, представленная сложным языком в мозаичных рисунках христианских образов. В статье на примере римской базилики Санта-Мария-Маджоре рассматриваются богатые семиотические возможности косматеско в выражении идей и представлений своего века. Автор восстанавливает значение символов стиля, опираясь на тексты эпохи и реконструкцию воззрений Средневековья, сделанную историками искусства и религии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По христианским представлениям, человек, с верой произносящий имя Христа или Святой Троицы, выходит за пределы земной реальности – молитва летит в горний мир к Престолу Вседержителя, что и определяет значение комбинированной фигуры. Все четыре блока фигуры (3+12) составляют также единую осевую композицию, где 12 больших кругов выстроены в единую линию от входа к алтарю. Именно она объединяет и концентрирует сопутствующие символические ряды. И семантика их очевидна: 12 апостолов – 12 столпов Небесного Иерусалима, так как сказано: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). Здесь же возможны следующие толкования: 12 месяцев и четыре сезона, определяющие земной хронотоп, и 12 знаков зодиака с четырьмя стихиями (огонь, воздух, вода, земля), составляющими материальную основу всего сущего. Впрочем, подробнее мы разберем эту символику ниже.

Литература
  1. Барабанов А. А. Человек и архитектура: семантика отношений. Екатеринбург: Архитектон, 1999.
  2. Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. М.: Прогресс-Традиция, 2010
  3. Галкова И. Г. Церкви и всадники. Романские храмы Пуату и их заказчики. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  4. Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М.: Типография Штаба Московского военного округа, 1907.
  5. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой, ред. и сост. А. С. Преображенский. М.: Индрик, 2001.
  6. Евтушено Г. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб: Сатисъ, 2008.
  7. Зельдмайр Ханс. Возникновение собора// Храм земной и небесный. Вып. 2, М.: Прогресс-традиция, 2009.
  8. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  9. Макнамара Д. Р. Как читать церкви: интенсивный курс по христианской архитектуре. М.: РИПОЛ классик, 2011.
  10. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
  11. Меннингер К. История цифр. Числа, символы, слова / пер. c англ. Е. В. Ломановой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011.
  12. Мортимер Ян. Средневековая Англия: путеводитель путешественника во времени. – М.: Издательство «Э», 2016.
  13. Моррис Ч. Значение и означивание. Знаки и действия // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 118–132.
  14. Подосинов А. Символы четырех евангелистов, их происхождение и значение. М.: Языки русской культуры, 2000.
  15. Похлебкин В. В. Словарь международной̆ символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 2001.
  16. Райс Д. Т. Византийцы. Наследники Рима. М.: Центрполиграф, 2009.
  17. Смирнова И. Тайная история креста. М.: ЭКСМО, 2006.
  18. Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская Энциклопедия, 1992. С. 12–14.
  19. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 77–105.
  20. Фоссье Р. Люди средневековья. СПб: ЕВРАЗИЯ, 2014.
  21. Цыкунов И. В. Рождение стиля косматеско: Византия, Древняя Русь и Средневековая Италия // Язык и текст langpsy.ru. 2015. Том 2. № 4. doi: 10.17759/langt.2015020411. URL: http://psyjournals.ru/langpsy/2015/n4/Tsykunov.shtml (дата обращения 2.03.2016).
  22. Цыкунов И. В. Код стиля косматеско: распознавание смыслов [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2016. Том 3. № 2. С. 91–118. doi:10.17759/langt.2016030210 (дата обращения 8.07.2016).
  23. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.
  24. Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 79–101.
  25. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: Петрополис, 1998.
  26. Gandy P., Freke T. The Jesus Mysteries. Was the “Original Jesus” a Pagan God? London: Thorsons, 1999.
  27. Gibson C. Leggere I simboli. I simboli nell’arte e il loro significato. Modena: Logos, 2011–2013.
  28. Hutton E. The Cosmati. The roman marble workers of the XII th and XIII th centuries. London: Routledge and Kegan Paul ltd, 1950.
  29. Ditchfield P. H. The Cathedrals of Great Britain. The history and architecture. London: J. M. Dent & company, 1902.
  30. Rodwell W. The Archeology of Churches. Stroud: Tempus Publishing Ltd., 2005.
  31. Severino N. I segreti dei Pavimenti cosmateschi: Le guide marmoree policrome originali // Collana Studies on Cosmatesque Pavements, № 8, agosto, 2015.
  32. Stickler A. M., Boyle L. E., de Nicolo P. Bibliotheca Apostolica Vaticana. Firenze : Nardini Editore – Centro Internazionale del Libro, 1985.
  33. Taylor R. How to Read a Church. A guide to images, symbols and meanings in churches and cathedrals. London: Rider, 2003.
  34. Toman Rolf. Romanesque: Architecture, Sculpture, Painting. Potsdam : h.f. ulmann publishing GmbH, 2015.
  35. URL: http://www.vatican.va/various/basiliche/sm_maggiore/index_fr.html#_=_ (дата обращения 24.02.2016).
  36. URL:http://www.vatican.va/various/basiliche/sm_maggiore/vr_tour/Media/VR/St_Mary_Nave1/index.html (дата обращения 24.02.2016).
  37. URL: http://arhproject.ucoz.ru/publ/kolichestvo_kupolov_na_khrame/1-1-0-2 (дата обращения 16.02.2016).
  38. URL: http://www.mun.ca/rabanus/text.html (дата обращения 28.02.2016).
  39. URL: http://kannelura.info/?p=1400 (дата обращения 26.02.2016).
  40. URL: http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit/fstkrest.html (дата обращения 26.02.2016).
  41. URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htm (дата обращения 24.02.2016).
  42. URL: http://sobor-maykop.ru/index.php/novosti/36-globalnye-temy-nashego-vremeni/653-proslavlenie-kresta (дата обращения 26.02.2016).
  43. URL: http://symbol.jofo.ru/315981.html (дата обращения 28.02.2016).
  44. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1630173.html (дата обращения 28.02.2016).
  45. URL: http://krotov.info/acts/05/antolog/page19.htm (дата обращения 2.03.2016).
  46. URL:http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/mistagogiya/(дата обращения 28.03.2016).
  47. URL: http://antology.rchgi.spb.ru/Rabanus_Maurus/maurus_7.htm (дата обращения 25.03.2016).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика