Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 74Рубрики 51Авторы 6751Ключевые слова 15805 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ EBSCO DOAJ
CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Топосы иного мира в «Житии Василия Нового» * 35

Дергачева И.В., доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, DergachevaIV@mgppu.ru

Аннотация

«Житие Василия Нового», усвоенное в переводе греческого оригинала на старославянский язык, оказало прямое влияние на формирование древнерусской эсхатологической концепции, а также на иконографические каноны, в частности, на композицию Страшного суда. Его эмоциональное и образное описание топосов иного мира помогало новообращенным христианам усваивать нравственные нормы и христианские догматы.

Ключевые слова: Житие, концепция, герменевтика, экзегеза, апокриф

Рубрика: Мировая литература. Текстология

Тип: научная статья

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ проект № 16-04-00523.

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt.2016030404

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В книге «Бытия» описано, что задолго до Апокалиптического преображения земли божественная гармония была искажена изменением сущности одного из ангелов десятого ангельского чина, расколовшим ноуменальный мир. Вслед за архистратигом были наказаны и его подчиненные, рассеявшись по преисподней, наполнив землю и повиснув в воздухе. С тех пор бытийная оппонизия добра и зла пронизывает ноуменальный и материальный миры.. Текст «Жития Василия Нового» представляет эсхатологическую карту иного мира, наглядно иллюстрирующую характерную для «базовой ментальной структуры русской культуры» систему бинарных оппозиций [5, 6, 7, 11, 12, 13]. В «Житии» противопоставлены: грешники/праведники, небесный рай/ подземный ад, райское блаженство/ адские муки, свет/ тьма, верх/ низ, правое/левое, восток/ запад и пр.

Литература
  1. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СП-б.: 2001.
  2. Буслаев Ф.И. Изображение Страшного Суда // Он же. Древнерусская литература и православное искусство. СП-б.: 2001. С. 191—193.
  3. Дергачева И.В. «Житие Василия Нового» как источник эсхатологичсеских представлений в иконографии «Страшного суда» в средневековой Руси XIV–XVII веков // Русь, № 14. М.: 2003.
  4. Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004. 332 с.
  5. Дергачева И.В. Марелло Т.В. Некоторые философские аспекты «Послания о рае» Василия Калики Феодору Доброму // Герменевтика древнерусской литературы. № 11. М.: 2004. С. 685–700.
  6. Дергачева И.В. Христианская топография иного мира // Славяноведение. № 6. М.: 2006. С. 16–21.
  7. Дергачева И.В. Проблемы «малой» и «большой» эсхатологии в памятниках письмнности русского средневековья // Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на Востоке России (1965-2005) Сборник научных трудов. Сер. "Книга и литература" Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, Гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета; составители и ответственные редакторы: Е. И. Дергачева-Скоп и В. Н. Алексеев. Новосибирск: 2008. С. 71-84.
  8. Дергачева И.В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011. 404 с.
  9. Иванов В.В.,Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Древний период. М.: 1965.
  10. Творогов О. В. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI—первая половина XIV вв. Л.: 1987. С. 142—143.
  11. Толстой Н.И. Бинарные противопоставления типа правый-левый, мужской-женский // Язык и народная культура. М.: 1995. С. 151-166.
  12. Уигзелл Фэйт. Читая карту небес и ада в русском народном православии: о пригодности концептов двоеверия и бинаризма // Антропологический Форум. Материалы оксфордского симозиума. СП-б.: 2005, № 3, С. 347–373.
  13. Успенский Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: 1973. С. 173-145.
  14. Berezhnaya Lilya. Orthodox Icons of Last Judgment on the Eastern Polish Borderlands (XVIth—XVIIIth centuries). Traditions, influences, and unsolved problems Review of European History. pp. 19—20.
  15. Dergacheva I. Commemorative literary monuments in ancient russia. Quaestio Rossica. Екатеринбург: 2014, №1. p. 198-205.
  16. Goldfrank David M. Who Put the Snake on the Icon and the Tollbooths on the Snake? — A Problem of Last Judgment Iconography Harvard Ukrainian Studies. Камень Краегъльнъ. Rhetoric of the Medieval Slavic World. Vol. XIX. 1995. p. 180—199.
  17. Kazhdan A. Basil the Younger Oxford Dictionary of Byzantium, 3 vols. 1991. 1: 270—271.
  18. Vilinbahova Tatiana. L’immagine della morte nell’arte della Russia antica Humana Fragilitas. I temi della morte in Europa tra Duecento e Settecento / A cura di Alberto Tenenti. Clusone, 2000. p. 259 - 260.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика