Восприятие «косого» часа в древнерусской культуре и магический планетарный (планетный) час в современности

520

Аннотация

В статье рассматривается средневековое и античное астрономическое понятие «косой час», использовавшееся в астрологии. Приведены доказательства использования на Руси до 16 века этого представления, вместо современного (постоянного) часа длительностью 60 минут.

Общая информация

Ключевые слова: Древняя Русь

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2017040105

Для цитаты: Симонов Р.А., Симонова Е.Р. Восприятие «косого» часа в древнерусской культуре и магический планетарный (планетный) час в современности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2017. Том 4. № 1. С. 48–53. DOI: 10.17759/langt.2017040105

Полный текст

В средневековой Руси, наряду с принятым сегодня постоянным часом, длительностью в 60 минут, применялся переменный — «косой» час, который «…был равен 1/12 световой части дня и отдельно 1/12 части ночи. Первый рассветный час (добрый/злой) делал добрым или злым весь день. Первый закатный (добрый/злой) час делал доброй или злой всю ночь». Соответствующее магическое восприятие времени как благоприятного («доброго»), неблагоприятного («злого») и неопределенного («среднего») лежало в основе повседневной жизни средневекового русского человека, его поведения: «Магическое восприятие времени в прогностической перспективе во многом определяло стратегию поведения. Выявление плохих дней в году, месяце, неделе, наконец, внимание к неблагоприятным часам в дне — это разновидность представлений, относящихся к сфере хрономантии (от chronos — «время» и manteia — «гадание»).  [1] В Древнем Вавилоне (где зародилась хрономантия) час имел переменную длительность. Вавилонский дневной час равнялся 1/12-й части светового дня, ночной час — соответственно 1/12-й части темного времени суток. В Древности и в Средних веках в зависимости от времени года и географической широты величина такого переменного («косого») часа от дня ко дню менялась, равняясь современному часу в 60 мин. 2 раза в год — во время весенних и осенних равноденствий. Каждый вавилонский час «управлялся» одной из планет септенера: Сатурном, Юпитером, Марсом, Солнцем, Венерой, Меркурием или Луной, которые наделялись свойством «добрых», «средних» и «злых». Считалось, что любое дело надо совершать в «добрый» день и час, если же оно начиналось в «злой» день и час, то было обречено на неудачу. В случае «среднего» дня и часа возникала неопределенность [2]. Разное название рассматриваемого часа обусловлено различными причинами. «Вавилонским» час назван по предполагаемому месту возникновения, а «косым» — по свойству переменности. Важно знать, какое значение для современности имеет исследование магических свойств вавилонских или «косых» часов.

Определенную ясность в поставленный вопрос вносит изучение роли часов в Западной Европе — в связи с распространением возрожденческих идей [3]. В период Ренессанса в Западной Европе наука о природе формировалась в недрах «ятронауки» (от iatros «врач») в виде специфических направлений — ятроматематики, ятрофизики, ятрохимии и пр. Они разрабатывали знания, используемые преимущественно во врачебной деятельности. Внутри них зрели ростки науки Нового времени: современной математики, физики, химии и др. [4]. В ренессансный период ятронаука не могла развиваться с использованием современных наук «в чистом виде», так как их еще не существовало. Врачи эпохи Ренессанса опирались на данные о природе и человеке, которые им «предоставляли» (в том числе) астрология, натуральная магия и прочие сокровенные знания.

Новейшие исследования показывают, как конкретно указанные процессы шли на Руси [5]. Широкое  применение  «косого часа»,  известного не только академической науке, но даже в повседневности — приведено в статье из популярного женского журнала мод [6].

Здесь вавилонские или «косые» часы носят название «планетарных». В специальной литературе встречается также другой термин — «планетные часы», выражающие астромагическое «управление» планетами септенера земной жизнью, [7]. «Планетарные часы. Управителями часов являются не только знаки зодиака, но и планеты септенера (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Однако в отличие от зодиакальных часов планетарные часы рассчитываются несколько иначе. Время от восхода до захода мы делим на 12 равных частей — получается 12 дневных планетарных часов. Делим на 12 время от захода до восхода Солнца — и получаем 12 ночных планетарных часов. Продолжительность дневных планетарных часов, так же как и зодиакальных, летом увеличивается, а зимой уменьшается. Продолжительность ночных — наоборот. Первый планетарный час дня начинается с восходом Солнца, и управляется он той же планетой, что и весь день. Начиная со второго часа управление идет по звезде магов (семилучевая звезда, указывающая связь планет с днями недели — Авт.) по часовой стрелке. Например, понедельником управляет Луна. Значит, управителем первого планетарного часа в понедельник тоже будет Луна, управителем второго — Сатурн, третьего — Юпитер, четвертого — Марс, пятого — Солнце, шестого — Венера, седьмого — Меркурий, восьмого — Луна.  Затем круг повторяется: управитель девятого часа —Сатурн и т. д.» [6. С. 260].

В журнале Л’Этуаль не сообщается, что на Руси «косые» часы были известны с XII века, судя по творчеству крупного средневекового математика и богослова Кирика Новгородца (1110-после 1156/1158) [8]. В труде по математической хронологии «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (1136 г.) Кирик оперирует «косыми» часами, как единицей счета времени, равной 1/12 части светового дня и 1/12 части ночи одних и тех же суток. В своем богословско-исповедальном сочинении «Вопрошание» (середина XII в.) Кирик в трактовке поверья «О злой судьбе», содержащего рекомендации о том, как избежать рождения неблагополучного ребенка, использует трактовку «косых» (планетарных) часов в понимании, близком к изложению журнала Л’Этуаль. При этом Кирик уточнял предложенное еще Птолемеем (2 в. н. э.) распределение планет септенера по трем группам (благоприятных, неблагоприятных и неопределенных). [9]

Итак, на Руси XII в. арифметический счет «косыми» часами велся в хронологических («Учение» Кирика) и в астропрогностических целях («Вопрошание») — «косыми» (планетарными) часами. Хронологические цели «Учения» Кирика не требовали знания магический (планетарной) природы «косого» часа. Следовательно, на Руси понятие «косой» час было шире понятия «косой» (планетарный) час: всякий магический (планетарный) час был «косым», но не каждый «косой» час — планетарным. Данные сохранившихся источников свидетельствуют, что в XV-XVI вв. в быту Руси имела распространение часовая магия, отразившаяся в современной лексикографии [10].

В журнале Л’Этуаль кроме достаточно расхожей информации приводятся также сведения, дополняющие таковую. Так, она конкретизирует историю установки первых башенных часов в 1404 г. в Московском Кремле. Строительство часов 1404 г. могло иметь целью астропрогностическое использование «косых» (планетарных) часов [11]. Для такого вывода имеются определенные основания. Так, академик Д.С. Лихачев отмечал в качестве отличия русского Предвозрождения от западноевропейского Возрождения то, что последнее «возрождало» наследие «настоящей античности», а русское Предвозрождение — идеи «своей античности». «Своя античность» была представлена культурными ценностями Руси XI-XIII вв.: «Роль «своей античности» была возложена на Русь домонгольскую, Русь периода ее независимости». В таком свете механические часы 1404 г. могли «возрождать» астромагию «косых» (планетарных) часов «Вопрошания» Кирика XII века в качестве представлений «своей античности». Д.С. Лихачев отмечал, что адепты русского Предвозрождения XIV-XVI вв. «усиленно занимались астрологией и логикой» [12]. Практическое основание для уверенности в том, что часы 1404 г. могли служить идее астромагической трактовки «косых» (планетарных) часов дает посвященная им миниатюра Лицевого летописного свода XVI в. На изображении часов вертикальной штангой указывается 1-й час дня. 2003, С. 80-83). Возможно, указание на миниатюре часов 1404 г. 1-го часа следует трактовать в смысле того, что этот «косой» (планетарный) час воскресенья магически «управляется» Солнцем. На Руси «ходила» соответствующая таблица, в которой фиксировалось астромагическое «управление» Солнцем 1-м часом воскресенья [13]. Следовательно, в средневековой Руси знали, что 1-й час воскресенья астромагически «управлялся» Солнцем.

В данных журнала Л'Этуаль раскрывается, какими магическими качествами наделяется 1-й «косой» (планетарный) час; соответствующие свойства которого передавались людям, родившимся в этот час: «Час Солнца. Время творчества, проявления индивидуальности, жизненной силы и жажды власти. Благоприятен для: 1) принятия важных решений, 2) осуществления властных полномочий в коллективе, 3) установления контактов с вышестоящими авторитетными лицами, 4) подписания нотариальных актов, 5) составления отчетов, 6) начала мероприятий по укреплению здоровья, обращения к врачу» [6. С. 260] .

Значит, «счастливый» час рождения великого князя Василия Дмитриевича, астромагически управлявшийся Солнцем, сулил государю Руси сакральное благоденствие и успешное развитие страны, не сбросившей еще окончательно тяготы ордынской неволи. Вот почему Василий Дмитриевич не пожалел, как сообщается в летописи, огромных средств для установки у своей домовой церкви стационарных часов с «косым» (планетарным) счетом времени. Поставленные в 1404 г. на территории Кремля часы удостоверяли неизбежность счастливой участи Руси в годы его правления. Таким образом, нельзя исключать, что слова акад. Д.С. Лихачева о важной роли часов 1404 г. в становлении историчности сознания на Руси, воплощались (в том числе) в сакрализации времени рождения российского государя Василия I Дмитриевича — сына Дмитрия Донского. Пусть и фантастическим способом, как может показаться сейчас, но вполне в духе научных представлений того времени.

Итак, историко-научное знание может отражаться не только в академической печати, но и в изданиях бытового назначения. И приходится только удивляться тому, насколько иногда наша повседневность может быть связана с навсегда ушедшим далеким прошлым

Литература

  1. Мильков В.В. Медицинская прогностика // Герасимова И.А., Мильков В.В., Симонов Р.А. Сокровенные знания Древней Руси. М., 2015. С. 279.
  2. Герасимова И.А., Мильков В.В., Симонов Р.А. Сокровенные знания Древней Руси. М. 2015 / Институт философии РАН. С. 279.
  3. Рабинович И.М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. М., 1974. Вып. 19. С. 223-230.
  4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 1998. С. 62-67.
  5. Герасимова И.А., Мильков В.В. Целительство и медицинская книжность в Древней Руси // Философия науки. Вып. 19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. М., 2014. С. 271-294; Герасимова И.А., Мильков В.В., Симонов Р.А. Сокровенные знания Древней Руси. М. 2015 / Институт философии РАН. С. 680.
  6. Береговая Ю. Ритмы планеты // Л’Этуаль. М., 2013, ноябрь. С. 258-261.
  7. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь М., 1994. С. 312.
  8. Симонов Р.А. Кирик Новгородец – русский ученый XII в отечественной книжной культуре. М., 2013. С. 321-322.
  9. Симонов Р.А. Поверье «О злой судьбе». К 900-летию Кирика Новгородца // Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам. Бюллетень № 61. Заседание 20 января 2010 г. М., 2010. С. 3-12; Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М., 2011. С. 260-284.
  10. Симонов Р.А. Магическое время и его восприятие на Руси в XV – первой половине XVI вв., рассматриваемое сквозь призму исторической психологии // Язык и текст. М., 2015. Том 2, № 1. С. 15-37.
  11. Симонов Р.А. О Московских часах 1404 года // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015, № 3. С. 105-106.
  12. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 146, 149,152.
  13. Симонов Р.А. Уникальный астролого-хрономантический  документ из собрания НИОР РГБ // Румянцевские чтения-2004. М., 2004. С. 228-233.

Информация об авторах

Симонов Рэм Александрович, доктор исторических наук, Профессор кафедры вспомогательных и специальных исторических дисциплин Высшей школы ИВСИД Историко-архивного института, РГГУ, Москва, Россия

Симонова Елена Рэмовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, Москва, Россия, e-mail: elena-simonova4@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2152
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 520
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4