Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ EBSCO DOAJ
CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Массовые открытые онлайн курсы и современные методики преподавания языков 396

Готовцева И.П., кандидат биологических наук, Заведующий кафедрой иностранных языков , ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия, rgauinyaz@timacad.ru
Синицын В.Ю., кандидат физико-математических наук, Доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики , ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия, fpmrggu@yandex.ru
Кашпарова В.С., кандидат филологических наук, Профессор кафедры иностранных языков , ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия, v.s.kashparova@gmail.com
Полный текст

Массовые открытые онлайн курсы (МООК) сейчас принято считать одним из наиболее перспективных направлений развития открытых образовательных ресурсов (ООР). Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам в 2012 году принял Парижскую Декларацию по открытым образовательным ресурсам, которая призывает правительства стран членов ЮНЕСКО учитывать в своей политике создание благоприятных условий для разработки и использования ООР. 2011 год был назван годом Массовых открытых онлайн курсов, а в 2014 году феномен МООК был включен ЮНЕСКО в список 30 важнейших тенденций развития образования на ближайшие 15 лет. Массовые открытые онлайн курсы помогают демократизации образовательного процесса, способствуют созданию бесплатных ООР, устраняют территориальные и временные барьеры. За последние пять лет вопросам, которые связаны с разработкой массовых открытых онлайн курсов, применением их в учебном процессе, а также исследованиям тенденций изменения образовательных систем под воздействием МООК, посвящено большое число публикаций [1-7, 11-13]. Активно обсуждаются в интересах развития современных педагогических технологий различные типологии электронных образовательных ресурсов и место массовых открытых онлайн курсов в рамках таких типологий [18, 1, 5, 17, 7].

В данной работе рассматриваются потенциал и особенности применения массовых открытых онлайн курсов для целей обучения иностранному языку. При помощи специализированной поисковой системы Class Central (https://www.class-central.com/), предназначенной для поиска МООК по заданным параметрам, выполнен анализ состава языков реализации контента в массовых открытых онлайн курсах на крупных международных платформах МООК. Полученная на начало апреля 2017 года статистика представлена в табл. 1.

 

Таблица 1. Статистика МООК по языкам реализации контента

 

Язык контента МООК

Все  платформы

Self paced МООК

Coursera

edX

FutureLearn

Английский

5369

1328

1853

1285

524

Испанский

540

54

207

89

3

Французский

321

60

74

27

2

Китайский

198

32

160

31

1

Итальянский

151

43

3

1

-

Арабский

125

3

4

-

-

Русский

96

1

93

1

-

Японский

55

1

-

-

-

Немецкий

52

21

5

2

-

Португальский

51

2

40

-

-

Другие языки

35

15

13

6

1

Полученные данные говорят о том, что более 70% массовых открытых онлайн курсов на известных международных платформах имеют основным языком обучения английский язык. Найдены МООК всего на 17 различных языках, десять из которых являются доминирующими и отражены в табл. 1. На остальных семи языках, как видно из табл. 1, ведется обучение только в 35 массовых открытых онлайн курсах. Имеются МООК на турецком (10 курсов), голландском (7 курсов), иврите (6 курсов), корейском (5 курсов), чешском (4 курса), эстонском (2 курса) и баскском (1 курс) языках.

Поиск массовых открытых онлайн курсов, предназначенных для изучения английского языка, был выполнен для четырех провайдеров МООК. Информация о количестве найденных курсов приведена в табл. 2.

Таблица 2. Количество курсов для изучения английского языка

 

Провайдер МООК

МООК по двум категориям

Self paced МООК

Категория:

Language & Culture

Категория:

Grammar & Writing

Coursera

47

-

24

23

edX

7

5

3

4

FutureLearn

7

-

5

2

ИНТУИТ

7

7

4

3

Современные информационные технологии позволяют учащимся выбирать формат обучения. Это может быть традиционное очное обучение, обучение онлайн, смешанное обучение, обучение на массовых открытых онлайн курсах. Выбор формата обучения не может не влиять на деятельность учащихся во время обучения, на эффективность результатов обучения [8-10. 14-16].

Для учёных большой интерес представляет изучение вопросов, связанных с выбором формата обучения, с эффективностью обучения учащихся, их поведением во время обучения. Массовые открытые онлайн курсы предоставляют богатый материал, большие данные (Big Data) для исследователей, которые работают в образовании, в области подготовки и переподготовки специалистов для разных сфер деятельности.

Большие данные собираются и анализируются не только для того, чтобы сделать более эффективным конкретный массовый открытый онлайн курс, но и для того, чтобы по-новому строить стратегию образования в целом. Большие данные могут быть использованы для повышения результативности других моделей обучения, в том числе очного, смешанного.

Темы для исследований, которые могут дать Большие Данные, получаемые на массовых открытых онлайн курсах, многочисленны. Интерес для исследователей представляют, например, следующие вопросы.

  • Активность учащихся, их вовлеченность в процесс учёбы, результативность обучения.
  • Дизайн МООК и учебные планы.
  • Анализ социальных сетей и сетевое обучение.
  • Мотивация учащихся, их отношение к учёбе, критерии успешности их обучения на массовых открытых онлайн курсах.

Отдельные исследования посвящены следующим проблемам.

  • Потенциал массовых открытых онлайн курсов для работодателей.
  • Автоматизация оценивания учебной деятельности учащихся.
  • Стоимость разработки и эксплуатации МООК.
  • Влияние МООК на демократизацию, доступность высшего образования.
  • Профессиональная подготовка и переподготовка с помощью МООК.
  • Интеграция МООК в школьное образование.

И это далеко не полный перечень тем для исследования учёных и обсуждаемых широкой общественностью вопросов.

Осенью 2011 года Стэнфордский университет (Stanford University) запустил первый массовый открытый онлайн курс. Этот факт привлёк внимание академических кругов и вызвал интерес широкой общественности. Влияние цифрового обучения на традиционное высшее образование не подлежит сомнению.

Для получения данных в целях исследования анализируются оценки учащихся, им предлагается пройти анкетирование, опросы до начала обучения и после. Например, на массовом открытом онлайн курсе Write Professional Emails in English, который представлен на платформе Coursera, учащихся предупреждают, что только достигшие 18 лет могут участвовать в опросах подобного рода. Учащимся разъясняется цель проведения опросов, условия использования полученных данных, политика конфиденциальности. Следует отметить, что платформа Coursera является популярным источником массовых открытых онлайн курсов и, соответственно, больших данных. Исследователи, занятые в сфере образования, чаще всего обращаются к большим данным и изучают влияние МООК на современное образование и образование будущих поколений.

Исследуется взаимодействие учащихся на конкретном курсе, их взаимодействие с инструктором и контентом. Изучаются принципы построения МООК, возможности трансформации традиционных курсов в массовые открытые онлайн курсы. Также же изучаются причины высокого отсева обучающихся на МООК. Известно, что ряд учащихся записываются на массовые открытые онлайн курсы не с целью получить сертификат об их окончании, но получить доступ к интересующей их информации. Следовательно, возникает вопрос о мотивации таких учащихся, вопрос о том, как надо выстроить курс, чтобы у них проявилось желание пройти весь курс и выполнить все предлагаемые задания и контрольные тесты. 

Вопросы влияния массовых открытых онлайн курсов не только на традиционное высшее образование, но и на модели смешанного обучения находятся в центре внимания исследователей. Изучаются также вопросы качества обучения на МООК, вопросы, связанные с правом интеллектуальной собственности. Таким образом, круг изучаемых вопросов широк и будущее, как показывают современные исследования, привнесёт в систему образования, в частности в высшее образование, большие изменения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 150 — 155.
  2. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 135 — 146.
  3. Борщева В.В., Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 1. – С. 45-53
  4. Борщева В.В., Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Массовые открытые онлайн курсы в обучении английскому языку студентов математических и педагогических направлений подготовки // Математика и математическое образование: сборник трудов VIII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию со дня рождения К.Ф. Гаусса), 26-29 апреля 2017 года, Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С. 136-139.
  5. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 148 — 155.
  6. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Модели обучающихся массовых открытых онлайн курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – Т. 1. – № 11. – С. 225-233.
  7. Идрисов А.Р. К вопросу о типологии электронных образовательных ресурсов сети Интернет для обучения иностранному языку // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № 3. – С. 30-34.
  8. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю., Сорокин А.П. Информационные ресурсы сети Интернет для обучения английскому языку // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: матер. 3 Всерос. науч. -практ. конф. – Челябинск, 2004. – С. 52-55.
  9. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Современные сервисы сети Интернет для обучения // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2007. – С. 301-303.
  10. Кашпарова В.С., Сорокин А.П., Синицын В.Ю. Опыт использования видеоконференций в международной программе обучения экологов // Применение новых технологий в образовании: матер. XVIII Междунар. конф. – Троицк, 2007. – С. 151-152.
  11. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Дистанционный курс по грамматике английского языка // Применение новых технологий в образовании: матер. XXIII Междунар. конф. – Троицк, 2012. – C. 230-232.
  12. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Обучение английскому языку в вузе с использованием массовых открытых онлайн курсов по экологической тематике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 48. – С. 152-157.
  13. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение для повышения качества образования // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. – М.: МГУП, 2013. – № 5. – С. 169-174.
  14. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 89-92.
  15. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 32. – С. 88-94.
  16. Природообустройство и водопользование: Учебное пособие по английскому языку / И.П. Готовцева, О.В. Ершова, В.С. Кашпарова, Н.М. Логачёва, В.Ю. Синицын. Второе изд., перераб. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. 122 с.
  17. Суворова Т.Н. Анализ подходов к типологии электронных образовательных ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Информатика и информатизация образования. – 2015. – № 1 (31). – С. 70-84.
  18. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие / П.В. Сысоев. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 264 с.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика