Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

91 место — направление «Психология»

0,025 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Понимание речи на слух как один из главных этапов изучения иностранных языков 173

Попова И.А., старший преподаватель кафедры языковой подготовки кадров государственного управления факультета международного регионоведения и регионального управления , ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ni_ak@mail.ru
Полный текст

В статье рассматривается роль и значение аудирования в обучении иностранным языкам.

Хотелось бы отметить,  что в процессе обучения иностранным языкам восприятие речи на слух имеет такое же важное значение, как и  мастерство говорения, одно не работает без другого. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает формированию понимания речи на слух.

Понимание речи на слух самым тесным образом связано и с другими видами речевой деятельности, такими как  чтение и письмо. Так, например, учащиеся, читая вслух или про себя, как бы слышат печатный текст, а в процессе написания, как бы проговаривают и слышат то, что пишут.

Таким образом, в современной методике обучения иностранным языкам уделяется особое внимание овладение навыками аудирования, как очень важным умением, без которого невозможно общение на языке.

В процессе обучения аудированию важно учитывать, что учащиеся имеют разную «слуховую память», они могут понимать разное количество слов и могут запоминать разное количество информации.

Поэтому на первых ступенях обучения преподаватель должен давать простые, посильные задания, чтобы ученики, услышав запись, не испытывали страха из-за того, что они не понимают услышанного, считая его слишком сложным для себя, и не теряли бы к этому интерес.

Хотелось бы обсудить, какие материалы и виды деятельности, способствующие развитию понимания речи на слух на уроках иностранного языка, могут привлечь внимание учащихся и одновременно, повысить эффективность понимания.

Для этого бы хотелось остановиться на трех основных принципах при выборе учебных материалов и видов деятельности:

•                                                                                 актуальность.

•                                                         ситуативность (речевая ситуация)

•                                                                                     результат

Любой материал, который предлагается учащимся для прослушивания, не только должен быть интересен и актуален, но так же должен быть воспроизведен в  реальных жизненных ситуациях. Это означает, что учащиеся, услышав какую-либо информацию, могут применять ее в повседневной жизни. Вот некоторые примеры видов деятельности, осуществляемые учащимися разных возрастов: при обучении школьников предлагается использовать сказки, например. Дети слушают историю, а затем могут применять мораль сказок в различных жизненных ситуациях. Подросткам, в зависимости от их предпочтений и вкусов, предлагается, например, смотреть музыкальные видео или слушать песни, что также может ими применяться за пределами классной комнаты, при посещении концертов или просмотров видео. Студентам предлагается слушать радио или смотреть телевизионные программы, что также может ими применяться за пределами учебных заведений, они могут самостоятельно смотреть и слушать новости и обсуждать их с другими людьми.

Особое внимание следует обратить  на подбор интересных материалов. Без сомнения, на продвинутом уровне изучения иностранных языков очень важны аутентичные материалы, которые передают все разнообразие иностранного языка, это эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы, идиомы, речевые клише, сленг и т.д, что помогает учащимся узнать многое о стране изучаемого языка.

Также особое внимание следует обратить  на подготовку упражнений для аудирования. Эти упражнений должны быть  ориентированы на создание условий, максимально приближенных к условиям реального общения. Они будут более  эффективными, если будут структурированы вокруг определенной темы и задачи. Эти упражнения должны включать  задания, выполняемые последовательно на трех этапах: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания. На этих этапах учащиеся должны выполнять определенные действия в ответ на то, что они слышат, чтобы продемонстрировать понимание.

Задача этапа до прослушивания - создать ситуацию потребности в получении недостающей информации.

Предлагаются такие виды упражнений как:

•                                            догадаться о содержании текста по заголовку;

•                              определить тему текста по картинкам или иллюстрациям;

• охарактеризовать ситуацию общения, используя фразы участников диалога, отношения между ними, предмет разговора, время, место и т.д.

Задача этапа во время прослушивания является логическим продолжением предыдущего - обеспечить внимательное и сознательное прослушивание.

Предлагаются такие виды упражнений как:

•                                                                 назвать имена персонажей;

•                                                  заполнить пропуски словами по смыслу;

•                               расположить в нужном порядке действия главного героя;

•                    отметить, являются ли верными или нет указанные гипотезы и т.д.

Задача этапа после прослушивания — получение результата прослушивания — передача сообщения, анализ содержания, его оценки, дополнения, выполнение инструкций и т.д.

Предлагаются такие виды упражнений как:

•                                        рассказать историю, похожую на прослушанную;

•                                                   рассказать о том, что произошло потом;

•                           выразить и обосновать свое мнение по поводу услышанного;

•                                                     кратко изложить смысл услышанного;

•                                                   ответить на вопросы  после текста и т.д.

Аудирование, будучи непосредственно связанным с другими видами речевой деятельности, играет важную роль в изучении иностранного языка. Современные ученые, разрабатывающие новейшие методики обучения иностранным языкам, подчеркивают необходимость развития навыков восприятия речи на слух как очень важного умения, без овладения которыми невозможна коммуникация на иностранном  языке. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе обучения, и только регулярное включение заданий на аудирование в образовательный процесс может дать реальные результаты.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе . -1996. - № 5.
  2. Мосолова Е.М. Проблема аудирования на уроках иностранного языка как вида речевой деятельности // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2015. – №9.
  3.  Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудирования // Иностранные языки в школе. – 2009. – №4.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика