Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

91 место — направление «Психология»

0,025 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

CrossRef

Язык и текст

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2312-2757

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/langt

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2014 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Лингвометодическое обеспечение билингвального образования в начальной школе тестовыми материалами 98

Сулейманова С.Н., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «СОШ №44», Симферополь, Россия, susanna.sulejmanova@mail.ru
Полный текст

Создание инновационных образовательных площадок в крымском образовательном пространстве, как и в общероссийском, рассматривается как государственный заказ. Современный этап развития образования отличается широким поиском апробацией и внедрением инновационных технологий, обеспечивающих прорыв в эффективное будущее.

Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играют диагностика, мониторинг и контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью обучаемых в целом.

В рамках формирования и функционирования инновационных образовательных инфраструктур в системе образования Крыма в МБОУ «СОШ № 44» работает Муниципальная Инновационно-Образовательная Площадка (МИОП) по внедрению билингвального обучения и воспитания в начальной школе.

Для модернизации содержания образовтельного процесса особую актуальность представляет проблема выявления уровня билингвальности обучаемых. Наиболее рациональным приёмом валидного, объективного определения показателей уровня выступает тестирование.

Закономерным является тот факт, что каждый учитель задаёт вопрос: Зачем нужно тестирование при билингвальном образовании? Использование тестовых материалов, на наш взгляд, позволяет во-первых: а) определить уровни владения русским и крымскотатарским языками; б) промониторить УУД  по русскому языку; в) продиагностировать УУД по крымскотатарскому языку; г) выявить уровни коммуникативной компетенции в русской и крымскотатарской речи; во-вторых: проверить уровень сбалансированности двуязычия у обучаемых на начальном этапе; в третьих: а) выяснить уровень общего развития младшего школьника в соответствии с класом обучения; б) определить развитие школьника в языковой, речевой, этнокультуроведческой сферах; в) методически целесообразно построить стратегию и тактику преподавания в начальной школе в условиях билингвального обучения и воспитания.

Опыт реализации билингвального обучения в инновационной образовательной площадке при  МБОУ «СОШ № 44» позволяет говорить о том, что композиция тестовых  материалов может состоять из четырёх субтестов: 1) говорение; 2) чтение; 3) аудирование; 4) письмо.

            Особенно важным является тот факт, что говорение и аудирование необходимо наполнить визуальным сопровождением, что существенно облегчает обучающемуся работу с тестовым  материалом.

Одним из главных недостатков современной системы педагогического контроля, по мнению многих исследователей (В.П. Беспалько, И.А. Данилов, И.И. Баврин, Б.С. Гершунский, Ю.А. Первин, Л.П. Мартиросян), является то, что существующая традиционная организация педагогического контроля не отвечает требованиям времени, не учитывает достижений современных информационных технологий, не создает условий для улучшения качества обучения [1]. Новые образовательные технологии сегодня выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний, предоставляя возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ обучающихся.

Оценка качества и эффективности обучения с помощью тестовых заданий всегда рассматривается как необходимая и, в то же время сложная. Гулидов И.Н. выделяет такие проблемы реализации тестовой формы контроля в российской школе, как необходимость разработки учебников, ориентированных на тестовую форму контроля знаний; значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов (КИМов); необходимость преодоления сопротивления и комплекса предубеждений приверженцев старых методов педагогических измерений; а также малое количество специалистов по тестированию в системе образования [2].

При реализации билингвального обучения тестовые материалы целесообразно составлять по следующим параметрам:

1. Предметная, межпредметная, межъязыковая и этнокультурная область использования тестовых материалов.

2. Лингвометодическая содержательность тестовых материалов: тест диагностики уровня билингвальности; тест мониторинга уровней билингвальности с учётом различных учебных предметов; тест контроля уровня билингвальности по годам обучения.

3. Учебное сотрудничество учителя и школьника, взаимодействие всех учителей, задействованных в данном классе.

В условиях реализации билингвального обучения в Инновационной Образовательной Площадке (ИОП) на начальном этапе целесообразно использовть тесты на диагностику уровней билингвальности, условно объединённых в две группы: 1) тестовые материалы на узнавание, понимание, знание и использование лексического (терминологического) минимума, заранее отобранного и утверждённого учителями проектной группы; 2) тестовые материалы на аудирование, чтение, говорение и письмо на основе билингвального коммуникативного минимума, также заранее разработанного участниками проектной группы.

Опыт деятельности ИОП при МБОУ «СОШ № 44» позволяет констатировать: несмотря на то, что тестирование занимает достойное место в реализации педагогического контроля универсальных учебных действий школьников в стандартных условиях образования при билингвальном обучении превращается в эффективное средство повышения мотивации к получению знаний и их распространению школьниками.

Билингвальные тестовые упражнения при посредничестве академиического русского языка существенно расширяют сферу использования крымскотатарского языка. Таким образом успешно формируется и развивается учебный русско-крымскотатарский билингвизм.

Выводы. Успешность результатов билингвального обучения в условиях реализации инновационной образовательной программы существенным образом зависит от диагностики, мониторинга и педагогического контроля уровня билингвльности обучаемых. Создание тестовых материалов на основе  лексического и коммуникативного минимумов рассматриваем как важнейший компонент учебно-методического, лингвистического и культуроведческого обеспечения образовательного процесса на двуязычной основе.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  2. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240 с.
  3. Михайлычев Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов // Школьные технологии. – 2001. № 5. – С.36-54.
  4. Хубаев Г.В. О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. – 1996. № 1. – С. 67-81.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика