Семантико-стилистический анализ поэтического пространства современной поэзии (на материале произведений студентов Московского государственного психолого-педагогического университета)

212

Аннотация

В статье рассматриваются особенности поэтического видения мира студентами Московского государственного психолого-педагогического университета.

Общая информация

Ключевые слова: поэзия, творчество, молодежь

Рубрика издания: Хроники научной жизни

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2019060309

Для цитаты: Лю Ц. Семантико-стилистический анализ поэтического пространства современной поэзии (на материале произведений студентов Московского государственного психолого-педагогического университета) [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 3. С. 76–80. DOI: 10.17759/langt.2019060309

Полный текст

Российский народ всегда был богат талантами, и основную линию духовного развития страны, как правило, определяли представители молодого поколения. Поэзия – это та часть творческой струны души народа, которая первой отзывается на грядущие перемены и первой начинает требовать их. Материалом исследования настоящей статьи служат поэтические произведения современной студенческой молодежи. Основной задачей работы является анализ творческих поисков и определение семантико-стилистических особенностей поэтического текста, составляющего лирическую страницу творческих поисков студенческой молодежи.

Стихотворения молодых поэтов, только пробующих перо, удивляют разнообразием духовных исканий, форм, тематики и самим отношением к современным проблемам страны, что не может не отразиться в произведениях начинающих авторов в силу того, что талантливые люди в России всегда были на переднем плане социальных и политических преобразований.

   Стихотворения студенческой молодежи отличаются как творческим освоением традиций отечественной поэзии, так и попытками внести что-то свое, новое, попытками приспособить традиционные формы и жанры под задачу самовыражения.

   Поэтическое пространство Ивана Панкова отличается ярким, уже сложившимся стилем, хотя демонстрирует также поиск новых форм для выражения своего внутреннего мира и духовных исканий:

 


 

Он зашел

В огромную цепь

Из больших механизмов.

Карандашом

Исправил цель

И вызвал тем миллион катаклизмов.

Навертел

Или просто разлил,

Разорвав круг из порочных цепей.

На прицел

От кончиков вил,

Что хранили в железе крики детей.

Перелез

Мимо сетки людей

И сквозь призму колючих агоний.

Через лес

Собирал, как свиней,

Остатки живых какофоний.

Он вздохнул

И направил кольцо,

Что разбило тьму и отбросило свет.

Шепот дул,

Тех, что палят в лицо

И усилия тщетные сводят на нет.

«Мир един», -

Прошептал, руки соединив

В ужасном мистическом круге.

Холод льдин…

И призвал под веселый мотив

Того, кто сломал опорные дуги.

Бурый мешок

С остатками бошек

И потрепанной маркой «Демикс».

Гребаный рок

Под фальшивый звук кошек

И просто по имени: Феникс.

***

 

Часы. Часы уже бегут,

А мы с тобой то там, то тут,

Горят осенние костры,

Молчу и я, молчишь и ты.

Ну а часы? Они бегут.

Париж, Москва, Казань, Бейрут,

Так много красок и людей,

Так мало держит их цепей.

Часы бегут, бегут и стрелки,

Так аппетитно точат белки,

Кроша на воду изумруд.

Кругами пишет старый пруд.

Летают цифры на табло,

А я хотел сказать давно

А ты ответить бы хотела?

Горит душа, горит и тело,

Часы идут, часы бегут,

И странам, городам kaput,

Хочу сказать я: Подожди!

Скрывают слово то дожди.

Бегут домой твои часы,

Скрываясь от Жнеца косы.

Ну а мои? Кажись, оставил,

Когда нарушил сотню правил.

Бегут секунды и минуты,

Спадают вековые путы,

А я хочу лишь только слово:

Да или нет? И все, готово.

            (Иван Панков)


 

 

Валерия Маринченко пишет про извечную тему – любовь, но как отличается восприятие этого чувства от традиционного! На наш взгляд, современная молодежь отличается такой целеустремленностью, умением держать себя в руках, что это отражается и в поэзии:

 

Любовь свою, как дикого питомца,

Ты должен приучать к порядку.

Чтобы не выть потом на звёзды, на луну, на солнце,

И не рыдать над чувствами, раздавленными всмятку.

 

Умей порывы чувств держать в узде.

Не позволяй им управлять тобою слепо.

Запомни: тут приказываешь ты, а не они тебе.

Достань контроля цепи и затяни их крепко.

                        (Валерия Маринченко)

 

   Резкая и пронзительная рифма в стихотворении Андрея  Доронина «Ночь» бьет, как автоматная очередь, подчиняя чтение внутреннему ритму сердца молодого поэта. Размер подчинен выражению напряжению мысли:

 

Ночь.

Лишь блеск ванадиевого диска

Прерывает гладь тумана.

Дрожь.

Плата земли колеблет

Речные берега.

Мгновение.

Сустав ноги движет

Весь органический состав.

Полёт.

Земли под ногами нет,

Но эфир даёт опору.

Луна.

На неё заходит образ,

Прерывая луч на камне.

Другой прыжок.

И скользкий выстрел языка.

Смерть.

Без возвращения к земле.

              (Доронин Андрей)

 

   Диана Аббасова посвятила стихотворение Москве, однако в нем не восторг городом, а надломленность, словно автор была очевидцем непростых времен, но тем и интересен талант, что в его сердце, как пружина, сжимается время и часто поэт сам не знает источник чувства:

 

Привет, Москва. Двуглавое начало.

В пыли рожденный мраморный сезам.

Я твой портрет за пазухой качала,

А ты не верила моим слезам.

 

Москва. Москва. Давно в себя впитала

Кровь Трифона, и боль, и благодать,

Взрастив сады, фонтаны, яшму залов

(В них соколиная белеет стать)…

                                (Диана Аббасова)

 

   В ”Стихотворении грустного вечера”  Полина Лученкова передает трагизм любви, используя неизбитые образы, -  “тишина, хрустящая на зубах”,  “звёзды тают, словно от дыханья”, “сигарета, зажженная от мертвого огня”,  “свят, как ладан”:

 

В прозрачной тишине, хрустящей на зубах,

Все звёзды тают, словно от дыханья.

Как  в куче мусора, он роется впотьмах,

Ища ответ у мутного сознанья.

 

Где в белых пальцах тухнет сигарета,

Зажженная от мертвого огня,

Вопрос был задан, не было ответа.

Клубится дым, безумца уводя.

 

В осколках черных битого бокала

Танцуют дикий вальс при фонаре

От пьяного рассвета, как начала,

Но мыслей нет при трезвой голове.

 

И на щеке в дорожке свежей, влажной,

Играет отблесктерпкого вина,

И жизнь уже становится не важной,

Когда судьба , как косы, сплетена.

 

Все только ждут, когда слова родные,

Преступят глупой юности порог,

А ты прошепчешь: "Вечно молодые..."

И спустишь в одиночестве курок.

 

И в "Спутник" обернут тебя, как в саван,

Тебе без пересадок до конца …

Ты будешь  проклят, может, свят, как ладан,

Но жизнь твоя, как рельсы МЦК.

                                (Полина Лученкова)

 

   Стихотворения молодых поэтов удивляют точностью художественного видения мира, остротой восприятия жизни и глубоким самоанализом.

Литература

  1. Беляева Н.В. Взгляд на современную поэзию//Общество. Среда. Развитие. 2009.
  2. Зайцев В.А. О художественно-стилевых течениях в русской поэзии XXIвека//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2009. № 4.
  3. Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филол. н. М., 2008.
  4. Махмудова С.М.Рутульская литература. Махачкала: Народы Дагестана. 2008.
  5. Фатеева Н.А. Поэзия как филологический дискурс. 2-е издание. М.: Языки славянской культуры. 2017.

Информация об авторах

Лю Цинь Линь, магистр, Цзилиньский университет, Китай

Метрики

Просмотров

Всего: 671
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 212
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1