Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

0,214 — двухлетний импакт-фактор

Моделирование и анализ данных

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2219-3758

ISSN (online): 2311-9454

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/mda

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения * 1520

Войтов В.К., кандидат технических наук, профессор, кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvoi@mail.ru
Косихин В.В.
Ушаков Д.В., доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dv.ushakov@gmail.com

Аннотация

Понятие рабочей памяти является одним из центральных в современной когнитивной психологии. С теоретической позиции оно выступает одним из важных объяснительных конструктов интеллекта. В практическом плане рабочая память при большом удобстве измерения показала себя важным предиктором достижений в образовании и профессии. В то же время в арсенале отечественных психологов рабочая память еще не заняла подобающего ей места. В МГППУ создается вторая версия системы психологического тестирования рабочей памяти. В настоящее время в Internet функционирует несколько тестов, входящих в эту систему. Вход в систему можно осуществить по адресу: http://it-span.mgppu.ru/u3rem/. При вычислении трудностей заданий тестов и оценке способностей тестируемых использовалась технология IRT (Item Response Theory).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Задача этой статьи заключается в том, чтобы рассмотреть понятие рабочей памяти, а также предложить способы его операционализации, которые в настоящее время могут использо­ваться отечественными психологами. Будет описана версия тестов рабочей памяти, которая размещена авторами в сети Интернет, а также первичные результаты, полученные по этим тестам.

Литература
  1. Войтов В.К. Расчет значений сложностей заданий для адаптивного теста интеллекта. Экспериментальная психология, 2013, том 6, №2, с. 120-128.
  2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН–М, 2001.
  3. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М. 2000.
  4. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в пси­хологической науке. Ред. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. Москва, ИП РАН, 2000. С. 212-226.
  5. Ушаков Д.В. Когнитивная система и развитие // Когнитивные исследования: Проблема развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН¬. 2009. С. 6-12.
  6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. М. "Логос", 2002.
  7. Atkinson R.C., Shiffrin R.M. Human memory: a proposed system and its control processes //
  8. K.W Spence; J.T Spence, eds. The psychology of learning and motivation: Advances in Re­search and Theory. Academic Press. 1968. P. 89–195
  9. Baddeley A. Exploring the central executive // The Quarterly Journal of Experimental Psychol­ogy. 1996. 49. P. 5–28.
  10. Baddeley A. Working memory: looking back and looking forward // Nature reviews neuros­cience. 2003. 4(10). P. 829-839
  11. Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies // Annual review of psy­chology. 2012. 63. P. 1-29
  12. Baddeley A., Hitch G. Working memory // The Psychology of Learning and Motivation: Ad­vances in Research and Theory (ed. Bower, G. A.) NY. Academic Press. 1974. P. 47–89
  13. Cowan N. Working memory capacity. Hove, UK: Psychol. Press. 2005
  14. Daneman M, Carpenter P.A. Individual differences in working memory and reading // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1980. 19. P. 450–66
  15. Kyllonen P., Christal R. Reasoning ability is (little more than) working memory // Intelligence. 1990, 14, P. 389–433.
  16. Miller G. A., Galanter E., Pribram K. H. Plans and the structure of behavior. New York.: Holt, Rinehart & Winston, 1960.
  17. Pasqual–Leone J. Organismic processes for neo–Piagetian theories: a dialectical causal account of cognitive development // International Journal of Psychology, 1987, 22, P. 25–64.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика