Вероятностные модели процесса выполнения тестовых заданий

311

Аннотация

Представлены особенности практического применения подхода к вероятностному моделированию процесса выполнения тестовых заданий на примере тестов на рабочую память. Данный подход позволяет учитывать динамику способностей испытуемых и трудностей заданий во время их выполнения. Для построения количественных оценок вводится модифицированная функция Раша, аргументы которой, в отличие от классического варианта, задаются в вероятностной шкале. Рассмотрены способы идентификации представленных расчётных зависимостей с использованием результатов прохождения тестов на рабочую память.

Общая информация

Ключевые слова: функция раша, вероятностное моделирование, тестирование

Рубрика издания: Моделирование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Думин П.Н., Антипова С.Н. Вероятностные модели процесса выполнения тестовых заданий // Моделирование и анализ данных. 2017. Том 7. № 1. С. 119–138.

Фрагмент статьи

Компьютерное тестирование в настоящее время активно применяется в различных областях деятельности человека, решая различные задачи. Благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными испытуемыми.

Литература

  1. Л.С. Куравский, П.А. Мармалюк, Г.А. Юрьев, П.Н. Думин, А.С. Панфилова. Вероятностное моделирование процесса выполнения тестовых заданий на основе модифицированной функции Раша. – Вопросы психологии, 2015, №3.
  2. Л.С. Куравский, П.А. Мармалюк, Г.А. Юрьев, П.Н. Думин. Методы численной идентификации марковских моделей и их сравнительный анализ. Информационные технологии, №10, том 21, 2015.
  3. L. S. Kuravsky, P. A. Marmalyuk, G. A. Yuryev, P. N. Dumin and A. S. Panfilova. Probabilistic Modeling of a Testing Procedure. - Applied Mathematical Sciences, Vol. 9, 2015, no. 82, 4053 – 4066, https://doi.org/10.12988/ams.2015.53234.
  4. Куравский Л. С., Мармалюк П. А., Алхимов В. И., Юрьев Г. А. Математические основы нового подхода к построению процедур тестирования. – Экспериментальная психология, №4, том 5, стр. 75, 2012.
  5. Куравский Л. С., Мармалюк П. А., Алхимов В. И., Юрьев Г. А. Новый подход к построению интеллектуальных и компетентностных тестов. Моделирование и анализ данных, №1, 2013.
  6. Л.С. Куравский, А. А. Марголис, Г.А. Юрьев, П.А. Мармалюк. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования. Психологическая наука и образование. №1, 2012.
  7. Войтов В.К., Косихин В.В., Ушаков Д.В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения // Моделирование и анализ данных. 2015. № 1. С. 57–78.
  8. Войтов В. К., Сафонов М. А., Соколов Л. Ф., Разработки тестов рабочей памяти в интернете - Моделирование и анализ данных - 2014. № 1.
  9. Д. В. Ушаков, Психология интеллекта и одаренности, Издательство «Институт __________психологии РАН» Москва – 2011.
  10. Тюменева Ю.А., Яременко А.А., Руководство для авторов, публикующих результаты разработки оценочного инструмента, Вопросы образования, №1, 2013. Москва.
  11. Шмелев А.Г., «Практическая тестология: Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом», М., «Маска», 2013.
  12. Baker F.B. The Basics of Item Response Theory. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, University of Maryland, College Park, MD, 2001. Портал психологических изданий PsyJournals.ru.
  13. Gregory R.J. Psychological testing: History, principles, and applications (5th edition). - New York: Pearson. 2007.
  14. Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудностей при изучении дисциплин. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rabochey-pamyati-s-pomoschyu-kompyuternyhtrenazherov- kak-sredstvo-preodoleniya-obektivnyh-trudnostey-pri-izuchenii (дата обра- щения 24.03.2016).
  15. Для чего нам нужна рабочая память? URL: http://hawkish.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F- %D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C/, (дата обращения 3.03.2016)
  16. Компьютерные тренажеры рабочей памяти. URL: http://working-memory.ru/ (дата обращения 11.02.2016).
  17. Анализ двух выборок. URL: http://www.tsput.ru/res/math/mop/lections/lection_6.htm (дата обращения 14.04.2016).
  18. Закон нормального распределения и его использование при выборе параметрического или непараметрического критерия. URL: http://citoweb. yspu.org/link1/metod/met154/node6.html (дата обращения 14.04.2016).

Информация об авторах

Думин Павел Николаевич, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией количественной психологии факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9122-252X, e-mail: duminpn@gmail.com

Антипова Светлана Николаевна, заместитель декана по внеучебной работе факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6642-7953, e-mail: antipovasn@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 773
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 311
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0