Исследование интеллектуальной активности в младшем школьном и подростковом возрасте

1079

Аннотация

На основе подхода понимания творческой способности как способности к развитию деятельности по собственной инициативе (Д.Б. Богоявленская) с использованием метода «Креативное поле» выполнено лонгитюдное исследование становления интеллектуальной активности детей младшего школьного и подросткового возраста (2-6 классы). Взаимосвязи измеренных факторов (интеллектуальной активности, интеллекта, регуляторной, когнитивной и мотивационной сфер, особенностей самосознания и успеваемости школьников) исследованы с применение сетевого корреляционного анализа по методу Glasso в языке R, таблиц сопряженности, критериев Фишера и Вилкоксона. С помощью сопоставления этих факторов в разные возрастные периоды выявлены отличительные характеристики творческих детей. По 18 из 40 измерений определены значимые различия распределений их значений для двух групп детей: эвристической и стимульно-продуктивной. Показано, что явным образом взаимосвязанными с интеллектуальной активностью являются интеллектуальные, регуляторные и мотивационные факторы. Важным системообразующим фактором интеллектуальной активности детей является познавательная мотивация. Выявлено, что не все дети с высоким интеллектом являются интеллектуально активными (эвристами), но эвристы, в основном, являются супер интеллектуальными детьми. Показатели креативности (Е.П. Торренс) не связаны с интеллектуальной активностью. Временные факторы овладения способом действия в «Креативном поле» прямо не связаны с индексами интеллектуальной активности, что свидетельствует о том, что временные показатели не могут быть однозначно приняты для оценки способности к творчеству.

Общая информация

Ключевые слова: Творческая способность, интеллект, интеллектуальная активность, креативность, познавательная мотивация, школьные оценки, корреляционный анализ, сетевые модели, статистический анализ

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жукова Е.С., Артеменков С.Л., Богоявленская Д.Б. Исследование интеллектуальной активности в младшем школьном и подростковом возрасте // Моделирование и анализ данных. 2019. Том 9. № 1. С. 11–29.

Фрагмент статьи

Непреходящий интерес к изучению творческих способностей и одаренности людей обусловлен всем цивилизационным процессом, развитие которого во многом определяли и определяют именно творческие личности. Известно, что основы творчества закладываются еще в детском возрасте, и проблема развития творческих способностей является одной из важных проблем детской психологии и педагогики. В частности, многочисленные исследования и эксперименты в современном образовании связаны со стремлением обеспечить большую эффективность обучения и развития детских талантов.

Литература

  1. Артеменков С. Л. Сетевое моделирование психологических конструктов // Моделиро-вание и анализ данных. 2017. № 1. С. 9-28.
  2. Артеменков С. Л. Реляционное моделирование психических функций // В книге: Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов. 2016. С. 128-129.
  3. Артеменков С. Л. Иниционно-семантическая модель дивергентной креативности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 3. С. 1-15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55540.shtml (дата обращения: 14.11.2018).
  4. Артеменков С. Л. К расчету характеристических показателей дивергентных тестов кре-ативности // Моделирование и анализ данных. 2011. № 1. С. 105-115.
  5. Артеменков С. Л., Жукова Е. С. Развитие креативности младшего школьника и под-ростка. В книге: Нейрокомпьютеры и их применение материалы XVI всероссийской научной конференции. 2018. С. 231-234.
  6. Артеменков С. Л. и др. Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Куравского. – 2-е изд. доп. М.: Изд-во МГППУ, 2017. 203 с.
  7. Богоявленская Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник МГУ, 2010. №3. С. 3-17.
  8. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Монография. − Самара: Из-дательский дом «Федоров», 2009. 416 с.
  9. Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ, 2011. С. 144-163.
  10. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика. Изд. 2-е, перераб. и дополн. Москва, 2018. 240 с.
  11. Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С. Лонгитюдное исследование становления творческих способностей на протяжении младшего и раннего подросткового возраста // Образова-ние личности. Научно-методический журнал. 2017. №3. С. 80-88.
  12. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. Москва, 2000. 184 с.
  13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е издание. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
  14. Дудников Г. Д., Панфилова А. С., Артеменков С. Л., Рубцова О. В., Белкин Ф. А. Ста-тистический анализ поведения подростков в сложном виртуальном игровом простран-стве. В книге: Нейрокомпьютеры и их применение Тезисы докладов. 2017. С. 116.
  15. Дудников Г. Д., Рубцова О. В., Панфилова А. С., Артеменков С. Л. Выявление лич-ностных особенностей подростков на основе статистического анализа их поведения в виртуальном игровом пространстве. В книге: Нейрокомпьютеры и их применение. Те-зисы докладов. 2016. С. 70-71.
  16. Жукова Е. С. Роль уровня притязаний в становлении одаренности младшего школьни-ка // Образование личности. Научно-методический журнал. 2015. №3. С. 88-102.
  17. Жукова Е. С., Богоявленская Д. Б. Возможности и ограничения современных методов диагностики одаренности // «Психология образования: педагог-психолог в мире шко-лы» (Москва 25-26 апреля 2017) Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции- Москва, Общероссийская общественная организация «Федерация психо-логов образования России», 2017. С. 50-53.
  18. Жукова Е. С., Кортнева Ю. В. Опыт диагностики уровня притязаний в дошкольном возрасте (тезисы) // Материалы 2 Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Методы психологии» Т.3, Вып.1. Р- н/ Д, 1997. С.111-112.
  19. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма: Пособие для школьных психо-логов // Под ред. Е.И. Щеблановой. М.: Интор, 1995. 48 с.
  20. Ковалева Г. С. Результаты России в международных исследованиях качества школьно-го образования [Электронный ресурс]. Москва, 2014.- https://ioe.hse.ru/data/2014/10/31/1102556424/Г_С_Ковалева-Результаты_России_в_междуна..ва_школьного_образования-окт_14.pdf
  21. (дата обращения: 14.11.2018).
  22. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис.1997. 288 с.
  23. Куравский Л. С., Артеменков С. Л., Юрьев Г. А. Оценка эффективности адаптивной диагностической процедуры при тестировании когнитивных способностей // Нейро-компьютеры: разработка, применение. 2018. № 4. С. 29-40.
  24. Куравский Л. С., Артеменков С. Л., Юрьев Г. А., Григоренко Е. Л. Новый подход к компьютеризированному адаптивному тестированию // Экспериментальная психоло-гия. 2017. Т. 10. № 3. С. 33-45.
  25. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. Москва, 2000. 320 с.
  26. Методики диагностики творческих способностей школьников в образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми: Учебно-методическое пособие / Под общ. редакцией док. психол. наук, проф. Д.Б. Богоявленской. М.: Арманов -центр, 2009. 176 с.
  27. Одаренность: методы выявления и пути развития // Сб. статей, докладов и материалов Всероссийской конференции, 28 сентября 2017. Москва МГТУ им Н.Э. Баумана. Часть 1. 302 с.
  28. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Научный редактор Л.П. Дуганова. М., 2003. 384 с.
  29. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психо-лога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дуб-ровина (отв. ред.) и др. М.: изд. АПН СССР, 1988. C. 110-128.
  30. Рабочая концепция одаренности / Отв.ред. Д.Б. Богоявленская, науч. рук. В.Д. Шадри-ков. М.: Минобразование России, 2003. 95 с.
  31. Равен Дж. К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным матрицам Равенна и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства. М.Б. 1997. 82 с.
  32. Рензулли Дж., Рис С. М. Модель обогащенного школьного обучения : практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва, 1997. С. 214-226.
  33. Рубцова О. В., Панфилова А. С., Артеменков С. Л. Исследование взаимосвязи лич-ностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 137–148. doi: 10.17759/pse.2018230112.
  34. Савенков А. И. Психология детской одаренности. Москва: Генезис, 2010. 440 с.
  35. Хэтти Дж. А. С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М.: Национальное образование, 2017. 496 с.
  36. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности Москва: Неком-мерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. 432 с.
  37. Шумакова Н. Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. Москва, МИОО, 2005. 160 с.
  38. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант / Развитие и диагностика способно-стей Москва, 1991. С 7-21.
  39. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Москва, 2003. 368 c.
  40. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М. 2003. 259 с.
  41. Ямбург Е. Беспощадный учитель: педагогика fiction Москва: Бослен, 2017. 464 с.
  42. Baer J. How Divergent Thinking Tests Mislead Us: Are the Torrance Tests Still Relevant in the 21st Century? The Division 10 Debate. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2011, 5(4), 309–313. doi: 10.1037/a0025210
  43. Bart W. M., Hokanson B., Can I. An investigation of the factor structure of the Torrance Tests of Creative Thinking. Educational Sciences: Theory & Practice, 2017, 17, 515–528: https://doi.org/10.12738/estp.2017.2.0051
  44. Batey M., Furnham A., Safiullina X. Intelligence, general knowledge and personality as pre-dictors of creativity. Learning and Individual Differences: journal of psychology and educa-tion, 2010, 20(5), 532-535. doi: 10.1016/j.lindif.2010.04.008
  45. Bogoyavlenskaya D. B., Joukova E. S., Artemenkov S. L. Longitudinal Study of the Creative Abilities // The European proceedings of social & behavioural sciences EPSBS, 2018, No:14, 125-131. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.14
  46. Borsboom D., Cramer A. O. J. Network analysis: an integrative approach to the structure of psychopathology. Annu. Rev. Clin. Psychol. 2013, 9, 91–121. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-050212-185608.
  47. Cramer A. O. J., Van Der Sluis S., Noordhof A., Wichers M., Geschwind N., Aggen S. H., et al. Dimensions of normal personality as networks in search of equilibrium: you can’t like par-ties if you don’t like people. Eur. J. Pers. 2012, 26, 414–431. doi: 10.1002/per.1866.
  48. Epskamp S., Rhemtulla M., Borsboom D. Generalized network psychometrics: combining network and latent variable models. Psychometrika. 2017. doi: 10.1007/s11336-017-9557-x.
  49. Furnham A., Bachtiar V. Personality and intelligence as predictors of creativity. Personality and individual differences, 2008, 45(7), 613–617: https://doi.org/10.1016/j.paid.2008.06.023
  50. Golino H. F., Epskamp S. Exploratory graph analysis: A new approach for estimating the number of dimensions in psychological research. PLoS ONE, 2017, 6: e0174035. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0174035
  51. Jaarsveld S., Lachmann T. Intelligence and Creativity in Problem Solving: The Importance of Test Features in Cognition Research. Frontiers in Psycholgy, 2017, 8, 134. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00134
  52. Kim K. H. Can We Trust Creativity Tests? A Review of the Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT). Creativity Research Journal, 2006, 18(1), 3–14. doi: 10.1207/s15326934crj1801_2
  53. Kim K. H. The Torrance Tests of Creative Thinking - Figural or Verbal: Which One Should We Use? Creativity, 2017, 4(2), 302–321. doi: 10.1515/ctra-2017-0015
  54. Silvia P. J. Another look at creativity and intelligence: Exploring higher-order models and probable confounds. Personality and Individual differences, 2008, 44, 1012–1021. doi:10.1016/j.paid.2007.10.027

Информация об авторах

Жукова Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7546-908X, e-mail: JoukovaEC@yandex.ru

Артеменков Сергей Львович, кандидат технических наук, профессор, Заведующий кафедрой прикладной информатики и мультимедийных технологий, руководитель центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1619-2209, e-mail: slart@inbox.ru

Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, руководитель, Центр междисциплинарных исследований творчества и одаренности, ФГБНУ «Психологический институт Российской Академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), профессор, кафедра психологической антропологии, Институт детства, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6766-2047, e-mail: mpo-120@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1171
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1079
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 21