Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография

ISBN: 978-5-94051-150-4

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2016

 

Когнитивный дизонтогенез и его диагностика у детей и подростков 991

Зверева Н.В., кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nwzvereva@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

К истории вопроса. Как неотъемлемая часть аномального развития детей и подростков, нарушения познавательного развития изучаются специалистами психиатрами [4,31,34,35,39,40,41] и [1,3,10,11,14,15]. История изучения нарушений когнитивной (познавательной, интеллектуальной) сферы в психическом развитии ребенка насчитывает более 200 лет. В 1913 г. Г.Я.Трошин (1874-1938), выдающийся российский психиатр, педагог и психолог, опубликовал статью с говорящим названием «Детская ненормальность за последние 100 лет». Т. о., можно обозначить период изучения детской ненормальности (в том числе познавательной, когнитивной сферы) практически тремя веками – 19-м, 20-м, и 21-м [14, 22,32,36,37, 43].

Литература
  1. Алексеева А.М., Ильина М.Н., Щелкова О.Ю. Связь социально-психологической адаптации и особенностей развития интеллекта у детей с различными формами дизонтогенеза. // В сб.: Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития: сб. науч. ст. / Под ред. М.К.Бардышевской, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова – М.: Акрополь, 2012, с.76-86.
  2. Беленкова Л. Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина (1874-1938): автореф. дисс.канд. психол. наук – Нижний Новгород, 2000.
  3. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия //М.: Когито-центр. – 2001.
  4. Вроно М.Ш. Детская шизофрения и дизонтогенез (клинический аспект). В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.:Труды Всесоюзного центра психического здоровья АМН СССР// Под ред. А.В.Снежневского. - М., 1986. Т.З. - С.3-12.
  5. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах/Лев Семёнович Выготский.–Т. 5.–Основы дефектологии //М.: Изд-во Акад. пед. наук. – 1983.
  6. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Зайцева Ю.С. Нейрокогнитивный дефицит и его динамика у больных на начальных этапах шизофрении и шизоаффективного расстройства. // Наследие А.Р.Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: к 110-летию со дня рождения А.Р.Лурия/ Сост. Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе. – М.: факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012, с.177-183.
  7. Дружиловская О.В. Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 11–16.
  8. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.
  9. Защиринская О. В. Теоретические проблемы дизонтогенеза в изучении умственной отсталости // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-dizontogeneza-v-izuchenii-umstvennoy-otstalosti (дата обращения: 09.11.2016).
  10. Зверева Н.В. Когнитивные нарушения и особенности познавательного развития при эндогенной психической патологии у детей и подростков // Психиатрия. – 2013, № 02 (59), С.10-15
  11. Зверева Н.В. Нарушения произвольной памяти в структуре когнитивного дизонтогенеза у детей с разными видами отклоняющегося развития // Культурно-историческая психология. 2008. №3. – C. 79-85.
  12. Зверева Н.В. Психический и когнитивный дизонтогенез в детской клинической психологии. //Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы. К 85-летию Юрия Федоровича Полякова. – М. 2013, с.121-131.
  13. Зверева Н.В. Слухоречевая память и внимание у старших подростков при благоприятных формах эпилепсии и шизофрении // Известия Саратовского университета. Серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2013, т. 13. Вып. 4, С.50-54.
  14. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. М.: Издательский центр Академия, 2013.
  15. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков // Вестник СМУС 74 Совет молодых ученых и специалистов, Выпуск № 2 (13), 2016 Том 4, стр. 12-19.
  16. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. М. 2014.
  17. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология,2008, № 3, с.39-43
  18. Зверева Н.В.¸ Строгова С.Е., Коваль-Зайцев А.А.¸ Симашкова Н.В., Хромов А.И., Власенкова И.Н. К проблеме психологической (психометрической) диагностики интеллекта у детей с нарушениями психического развития. / Неврология и психиатрия им. С.С.Корсакова, 2015; выпуск 2, с. 21-27.
  19. Зверева Н.В., Хромов А.И. Специфика когнитивного дефицита у детей и подростков при шизофрении: клинические и возрастные факторы // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2014. – N 1 (24) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 09.11.2016).
  20. Иванова, А. Я., Мандрусова Э.С. Сборник трудов по патопсихологии детскоговозраста под ред. Э. С. Мандрусовой. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.
  21. Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2010, 26 с.
  22. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. - М., 1963.
  23. Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 09.11.2016)
  24. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М. 2011.
  25. Мамайчук И.И. Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. – 2011. – Т. 3. – №. 4.
  26. Мелешко Т. К, Алейникова С. М., Захарова Н В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. - В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/ под.ред. Вроно М. Ш. М. 1986.
  27. Наумова Г.В. Становление и развитие коррекционно-развивающего обучения в отечественной педагогике второй половины XIX - первой трети XX веков - автореферат дисс. канд. пед. наук, М. 2009.
  28. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера. – Рипол Классик, 1973.
  29. Рощина И.Ф., Зверева Н.В. Клиническая психология развития и проблемы дизонтогенеза.//Мир психологии. 2012. № 2. С. 163-171.
  30. Симашкова Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В., Хромов А.И. Когнитивный дефицит в структуре расстройств аутистического спектра// Психиатрия, 2010, №6, с. 5-15.
  31. Симсон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. - М., 1948.
  32. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия»,2005.
  33. Строгова С.Е., Сергиенко А.А., Зверева Н.В. Когнитивный дефект при расстройствах шизофренического круга у детей и подростков: психометрический и нейропсихологический подходы к оценке когнитивных нарушений [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 61–76. doi:10.17759/cpse.2016050105
  34. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. Издание 2-е. М., 1998.
  35. Тиганов А.С. (ред.) Руководство по психиатрии в 2-х тт.- М., Медицина, 1999.
  36. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. – П-д., школа-лечебница д-ра мед. Г.Я. Трошина, 1915. – 446 с.
  37. Трошин Г.Я. Детская ненормальность за последние 100 лет. М., 1912.
  38. Хромов А.И. Динамика когнитивного развития у детей и подростков при эндогенной психической патологии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.
  39. Шевченко Ю.С. Детская и подростковая психиатрия: клинические лекции для профессионалов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011.
  40. Bromley E. (2007). Clinicians’ Concepts of the Cognitive Deficits of Schizophrenia. Schizophr. Bull, 33(3):648-651.
  41. Cervellione K.L., Burdick K.E., Cottone J.G. et al. (2007) Neurocognitive Deficits in Adolescents with Schizophrenia: Longitudinal Stability and Predictive Utility for Short-Term Functional Outcome. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 46(7):867-878.
  42. Fish B. Children at risk for schizophrenia. N/Y., 1984344.
  43. Gabrovska V.; Laws K.; McKenna P.J. Visual object perception in schizophrenia: further evidence for a selective impairment in semantic memory// Schizophrenia Research, Volume 24, Number 1, March 1997 , pp. 103-103(1).
  44. Garralda E., Raynaud J. P. (ed.). Brain, mind, and developmental psychopathology in childhood. – Jason Aronson, 2012. – Т. 19.
  45. Harvey P.D., Strassnig M. Predicting the severity of everyday functional disability in people with schizophrenia: cognitive deficits, functional capacity, symptoms, and health status. - World Psychiatry 2012;11:73-79
  46. Möller H.J. The assessment of cognitive impairment would be a relevant addition to the criteria for diagnosing schizophrenia // World Psychiatry. 2008 February; 7 (1): pp. 33-46.
  47. Keefe R.S.E., Goldberg T.E., Harvey P.D. et al. The brief assessment of cognition in schizophrenia: reliability, sensitivity and comparison with a standard neurocognitive battery // Schizoph. Res. – 2004. – Vol. 68. – P. 283-297.
  48. Schopler E., Reichler R.: Psychoeducation Profile. Baltimor, University Park Press (1979).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика