Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

ISBN: 978-5-94051-077-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте в контексте развития субъективных преставлений о родителях 874

Басова А.Г., НКД 5, Москва, Россия, alexa-b@yandex.ru
Полный текст

В ставшем классическом исследовании об особенностях развития подростков, перенесших органическое поражение ЦНС, С.Я. Рубинштейн и Л.Н. Поперечной был поставлен вопрос о вероятности отрицательной направленности в развитии личности подростка [8,12]. По результатам исследования решающую роль в выборе направленности личности подростка отводится успеваемости или неуспеваемости в основном виде деятельности (обучении). Было доказано, что имея успешный опыт выполнения учебной деятельности, такие подростки могли сохранить положительную направленность даже, если они вынуждены жить в одной квартире с родителями – алкоголиками. С.Я. Рубинштейн переносит эти результаты и на подростков без особенностей в развитии. Этой же позиции придерживается Д.И. Фельдштейн, который говорит о потребности подростка в «общественном признании». Следовательно, Сусанна Яковлевна отрицает предопределенность развития личности по тому или иному сценарию и настаивает на реальности профилактики т.н. аморального поведения у подростков, которое включает в себя и употребление ПАВ.

Очевидно, что сложно выделить нормативные показатели употребления алкоголя или наркотиков. Как отмечает В.Д. Менделевич, многие подростки не считают употребление алкоголя, табака и «легких» наркотиков аномальным. Число подростков в возрасте 11-17 лет, хотя бы один раз попробовавших алкоголь, превышает 50%. Автор считает, что для выделения клинических проявлений стоит опираться на классические признаки поведенческой патологии ( по П.Б. Ганнушкину) 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность. Однако он также не оставляет без внимания нравственные правовые и эстетические нормы [6].

Анализ причин возникновения и особенностей проявления аддиктивного поведения в подростковом возрасте невозможен без обращения к возрастной психологии. Л.С. Выготский считал естественными проявления подросткового кризиса, кроме того, он говорил о неминуемом проявлении его позитивной составляющей [3]. Последователи Л.С.Выготского утверждают, что кризисные проявления в подростковом возрасте естественны. «Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении» (А.М.Прихожан) [9]. Кризис может протекать по двум сценариям: кризис независимости и кризис зависимости. Проявления первого – строптивость, конфликтность, особенное отношение к собственным границам, приобщение к жизни взрослых вплоть до реализации на практике (пробы алкоголя, курение). Проявления второго - в чрезмерном послушании, зависимости от старших или сильных, возврате к старым интересам, вкусам, формам поведения. Употребление ПАВ в подростковом возрасте может быть проявлением способа решения задач этого периода.

Риск возникновения аддиктивного поведения определяется многими факторами: личностные особенности подростка, физиологические особенности организма, семейная ситуация и т.д. Данное сообщение посвящено изучению возможной связи развития представлений подростков о родителях с вероятностью развития зависимого поведения.

В подростковом возрасте родительские репрезентации, как и многие другие аспекты внутренней жизни подростка, претерпевают изменения. По мнению представителей психоанализа перед подростком стоят две переплетающихся между собой задачи: отделение и отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи, т.е. поиск референтной группы. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте с точки зрения классиков отечественной психологии (Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов). Подросток ищет поддержки и принятия у сверстников для решения основных задач этого периода: формирования самосознания и самоопределения. Основатель эпигенетической теории Э.Эриксон сводил эти задачи к одной: формированию идентичности, целостности личности. В психоаналитической традиции данный процесс, осуществляется за счет деидеализации родительских фигур и называется индивидуацией: «группа сверстников обеспечивает неосуждающую поддержку, когда подросток пытается разрешить внутренние конфликты» (Тайсон)[15].

Выбор референтной группы подростком не обладает высокой степенью осознанности, которая появляется на более поздних этапах развития. Как отмечает Терехина Н.В. (2010), «виды деятельности, равно как и референтная группа могут меняться, однако ведущей может стать только деятельность, признаваемая значимой для подростка группой людей». При этом, если для референтной группы значимы морально этические нормы общества, подросток следует им, а если же в группе преобладают асоциальные убеждения, например употребление ПАВ, то подросток руководствуется в поведении именно ими. Влияние социальной сети как фактора риска возникновения и развития аддиктивного поведения признается в сфере наркологии и психологии девиантного поведения (Менделевич В.Д., Личко А.Е, Битенский В.С., Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г.) [1,6,11].

Процесс выбора той или иной социальной сети и взаимосвязь с объектными репрезентациями ярко отражена в модели интерперсональных отношений, предложенной Смирновой Н.С. в соавторстве с Холмогоровой А.Б. (2008) [14]. Авторы выделяют 3 аспекта: интрапсихический (родительские репрезентации, образ себя, образ другого), динамический (мотивация общения: стремление к принятию или страх отвержения) и интерпсихический (социальная сеть и социальная поддержка). Таким образом, родительские репрезентации могут выступать и в качестве фактора риска возникновения аддиктивного поведения, так и как фактор защиты (Сирота Н.А., 1995)[13], влияя на выбор референтной группы и характер социальной поддержки.

Данная работа посвящена исследованию особенностей родительских репрезентации подростков с аддиктивным поведением. В основу исследования положены следующие предположения: 1) Неадекватный образ родительских фигур является фактором риска возникновения аддиктивного поведения. 2) Представления о родителях у подростков с аддиктивным поведением отличаются от представлений о родителях у подростков без отклонений в поведении. 3) Родительские репрезентации влияют на размер и характер социальной сети подростков с аддиктивным поведением. 4) Характер родительских репрезентаций влияет на характер копинг-стратегий. 5) Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть адекватные реалистичные представления о родителях.

Работа проводится на базе подростковой службы наркологического клинического диспансера №5 г. Москвы - 20 испытуемых, а также технического колледжа № 43- 160 испытуемых. Использованы методики: 1) «Подросток о родителях» (ПоР) (Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е.) 2) «Рисунок семьи» в классическом варианте. 3) Модификация методики «Неоконченные предложения» (Зверева Н.В., Басова А.Г.). 4) Рисунок социальной сети в модификации О.Ю. Казьминой 5) методика исследования Копинг-стратегий Д. Амирхана.

Анализируемые параметры: наличие связи родительских фигур, размера и характера социальной сети, типов преобладающей копинг-стратегии. Получены предварительные результаты. Обращает на себя внимание неоднозначное восприятие родителей современными подростками (в норме и при отклонениях в развитии), в центре внимания стоит непоследовательность воспитательных практик, во многих случаях подростки испытывают недостаточное ощущение принятия со стороны родителей. Реакция участников исследования на предложение поговорить об их родителях часто была неоднозначной: некоторые подростки отказывались от выполнения рисуночных тестов, другие демонстративно показывали рисунки классу, иные выполняли задание нестандартным способ (например, рисовали своих родителей в виде «бас-гитары» и музыкальной колонки).

Насколько противоречивы сами подростки и их поступки, настолько противоречиво их представление о мире в целом и собственных родителях, в частности. Можно полагать, что при квалифицированной поддержке со стороны специалистов данное противоречие имеет надежду разрешиться.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Битенский В.С., Личко А.Е. Подростковая наркология: Руководство. – Л.: Медицина, 1991.
  2. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006.
  3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка. СПб: Речь, 2004.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – с. 244-268.
  5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс.
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  7. Поперечная Л.Н., Рубинштейн С.Я. О некоторых причинах неправильного развития личности подростков, перенесших органическое поражение центральной нервной системы, и мерах профилактики. Методические рекомендации. М., 1973.
  8. Прихожан А.М. Проблема подросткового возраста / http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO011997/PPP-082.HTM#
  9. Прихожан А. М. Тревожности у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО ―Модэк‖, 2000.
  10. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М.: Медицина, 2002.
  11. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., «Просвещение», 1986г.
  12. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.- 5-е изд.стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  13. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей- автореф. дисс.к.псих.н., Москва, 2000.
  14. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. М.: Когито-Центр, 2006.
  15. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. №5. – C. 43-51
  16. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические обоснования интегративной терапии расстройств аффективного спектра – Автореф.дисс…докт психол.наук. М.- 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика