Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

ISBN: 978-5-94051-077-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

К формализации учета речевых проявлений сознания * 810

Еремеев Б.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, yeremeyew@rambler.ru
Полный текст

Предлагаются общие теоретические основания, гносеологические и психологические, для формализации учѐта речевых проявлений сознания. Исходным является признание того, что душевное здоровье развивающегося человека сопряжено с расширением его сознания, а болезнь – с сужением (до угасания).Речь рассматривается как непосредственная форма проявления сознания, персонального и совокупного, причѐм на любом возможном уровне обобщения. А ситуативные фрагменты речи, или высказывания, рассматриваются как отдельные факты сознания. В них – и через них – обнаруживают себя различные аспекты (грани) и/или фрагменты (акты, единицы, элементы) у каждого носителя человеческой душевной жизни. К числу таких психических отдельностей относятся актуальные состояния сознания и внесознательного (неосознанного и бессознательного) у их носителя и основные грани его души (когнитивная, эмотивная, конативная и рефлексивная) в их ситуативно актуальных проявлениях. С открытым множеством таких проявлений и имеют дело психодиагносты. Те, кто познают психику, учитывают еѐ эмпирическое выражение, в частности, речевое, и формируют у себя соответствующие теоретические модели различных психических образований. У специалистов-психодиагностов такие модели в оптимальном случае имеют понятийный характер; именно они кладутся в основу создания экспериментальных методик – главных инструментов практической психодиагностики в ХХ веке. На практике любые познаваемые отдельности, в том числе речь и сознание, объединяются их универсальными атрибутами: пространством и временем существования, качественной определѐнностью (или субстанциальностью, в том числе субстратностью), энергетикой и структурной сложностью. В собственно психологическом контексте, производном от философского гносеологического контекста, специализация и конкретизация этих универсальных атрибутов у отдельных психических образований и их выражения в речи, приводит к выделению таких их базовых свойств, как предметность, константность, целостность, обобщѐнность, а также структурность в различных еѐ формах. Предметность, в общем, понимается как данность объекта субъекту. С одной стороны, субъект выделяет что-то в действительности и отвлекается от всего остального, и поэтому предмет оказывается абстрактным в соотнесении с объектом – как фигура на фоне. С другой стороны, субъект предвзято относится к действительности, поэтому предмет, или объект-для-субъекта, в отличие от действительности оказывается богаче еѐ – за счѐт привносимой в действительность субъективности. В собственно психологическом плане предметность оказывается своеобразной у различных психических образований. Так, при восприятии предметность обнаруживает себя в форме выделения фигуры из фона, а при представлении – уже в форме отделения еѐ от фона; при мышлении – в форме установления актуального отношения между взятыми объектами, а при воображении – в форме наложения фигуры (в том числе отношения) на фон… Константность, в общем, по-русски, это постоянство. В психологическом контексте под константностью понимается сохранение образа при изменении условий отражения. Причѐм имеется в виду изменение как объективных (физических) условий для возникновения и существования этого психического образа, так и субъективных, психических его условий – выраженности когнитивного, эмотивного, конативного, и/или рефлексивного фона для данного образа. Целостность, в общем, понимается как единство многого в одном. Онтологически и гносеологически существенны два основных еѐ аспекта – внешний и внутренний. При выделении внешнего аспекта целостности подчѐркивается отдельность взятого объекта. При выделении внутреннего аспекта подчѐркиваются парные отношения между компонентами объекта. В психологическом контексте внешний аспект целостности смыкается с предметностью психического образования как выделением фигуры, а внутренний аспект целостности смыкается со структурностью – как выявлением строения этой фигуры. Под общим всегда понимается то, что принадлежит многому. В психологическом контексте мыслительная операция обобщения – это отнесение чего-либо к множеству объектов, сходных между собой в каком-то отношении. А под обобщѐнностью психического образования понимается его сохранение при изменениях уже того, что отражается. И основные исходные варианты изменения объектов отражения суть следующие: (а) пространственные (проявляются в межобъектных различиях), (б) временные (во внутриобъектных различиях), (в) по положению среди других объектов действительности, или по значению. Структурность, в общем, понимается как единство содержания и формы всего существующего. Операционально это всегда закон для объединения компонентов структуры, элементов и их отношений, в рамках целого. Причѐм всѐ существующее является полиструктурным. И при выявлении структуры чего бы то ни было всегда актуальны (а) учѐт масштаба описания взятой отдельности (его макро-, мезо- и/или микро-уровень) и (б) учѐт своеобразия каждого варианта структурирования. Последнее конкретизируется по пяти основаниям. Это качественная определѐнность состава структуры – еѐ элементов. Это способ существования структуры, или своеобразие парных отношений между элементами. Это принцип существования структуры, или форма еѐ бытия. Это актуальное основание для структурирования – как охваченная им область. И это композиция структуры, или упорядоченность компонентов, элементов и отношений между ними, в рамках целого.В психологическом контексте обозначенные понятия конкретизируются. Так, макро-уровень структурирования предполагает выявление места и роли психического как элемента действительности среди других еѐ элементов, ставших условиями для возникновения, существования и познания психики. В число таких условий входят: источник психики (объект); еѐ носитель (субъект); взаимодействие объекта с субъектом; важнейшие сопутствующие обстоятельства (катализаторы и ингибиторы) и, в частности, познающий психику субъект... Мезо-уровень структурирования имеет место при соотнесении друг с другом различных психических образований как элементов однородного конечного множества. А при микроструктурировании выявляется внутреннее строение отдельного взятого психического образования как сложного составного целого. В клинической практике основные шаги при психодиагностике таковы: от исходной ориентировки в ситуации (в анамнезе пациента) через общее ознакомление с картиной различных проявлений его душевной жизни к выделению среди них основной «мишени» для детального распознавания. А затем начинается обратное движение: от детальной психологической характеристики взятой «мишени» через соотнесение еѐ с другими психологическими характеристиками пациента к включению результатов проведѐнной психодиагностики в общее медицинское заключение (эпикриз) как основание для последующих действий – для терапии и/или наблюдения и/или выписки.В этом контексте о состоянии сознания свидетельствуют, в частности, следующие речевые показатели. Предметность сознания раскрывается в составе актуального (тематического) словаря пациента и в его длине, которая при патологии уменьшается. Константность сознания обнаруживает себя в частотности лексики при высказываниях на одну тему, а обобщѐнность – в частотности лексики при высказываниях по различному поводу. При патологии частотность обоих еѐ видов увеличивается. Целостность сознания проявляется, прежде всего, в связной («осмысленной») речи; для каждого человека в нормальном состоянии характерна определѐнная ассоциированность устойчивой лексики. При патологии же распределение показателей ассоциированности выходит за эти нормальные пределы – явно растѐт стереотипность высказываний. В структурном плане на фоне уменьшения длины словаря, роста его частотности и роста ассоциированности устойчивой лексики происходит «слипание» и «уплощение» речевых конструктов пациента. Его речь всѐ более изолируется от коммуникативного контекста и, в пределе, выпадает из него. Для наглядности каждое структурное описание результатов диагностики может быть отображено в виде корреляционного графа. Его вершины, элементы структуры, упорядочены на рисунке по их положению как более центральные (общие) или периферийные (специфичные). И тогда оказывается, что речевые проявления сознания при заболевании человека «опускаются» к центру структуры, а при выздоровлении «поднимаются» к еѐ периферии.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика