Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

ISBN: 978-5-94051-077-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Возрастная динамика когнитивного дефицита у детей и подростков при эндогенной психической патологии 1331

Хромов А.И., заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, aikhromov@gmail.com
Зверева Н.В., кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nwzvereva@mail.ru
Полный текст

Развитие познавательных процессов у детей и подростков в норме хорошо изучено в рамках возрастной психологии [1]. Аномальные варианты онтогенеза по-разному влияют на изменение темпа и характер формирования познавательной деятельности. В последнее время состоянию когнитивной деятельности при эндогенных психических расстройствах у взрослых (шизофрения, расстройства аутистического спектра) уделяется большое внимание. Многие авторы отмечают наличие дефицита или грубого ухудшения когнитивного функционирования при шизофрении (Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф., Harvey P.D. и др.) [3,10,]. Нарушения развития познавательных процессов в детско-подростковом возрасте у больных с эндогенной психической патологией изучены меньше. В лаборатории патопсихологии НЦПЗ РАМН, сотрудниками был описан особый тип дисгармоничного познавательного развития детей, больных шизофренией(Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В, 1986) [4].Были использованы отечественные патопсихологические методики оценки мышления и восприятия детей, больных шизофренией, применялся метод поперечных срезов и оценки индивидуальной динамики развития больных детей для иллюстрации закономерностей, выявленных групповым методом. В доступной современной западной литературе можно найти работы, имеющие отношение к изучению динамики когнитивных функций у подростков, больных шизофренией, все они опираются на лонгитюдный метод работы. Исследование Gochman с коллегами, Cervellione и Frangou посвящены проблеме стабилизации когнитивных нарушений на фоне течения заболевания у подростков, получены данные о стабилизации уровня нейрокогнитивного дефицита подростков, больных шизофренией, отмечено снижение непосредственной вербальной памяти и внимания [7,8,9]. Очевидно, что сопоставление западных и отечественных исследований по изучению динамики/стабилизации нарушения познавательной деятельности вызывает определенные трудности, связанные с различиями в методологии и нозологической принадлежности испытуемых, кроме того, методический инструментарий также имеет своеобразие. Использование лонгитюдных методов для отечественных выборок затруднительно, для оценки возрастной динамики (ВД) познавательной деятельности нами был использован метод поперечных срезов [2]. Работа проводилась на базе НЦПЗ РАМН. Цель: оценить характер ВД познавательной деятельности в норме и при разных вариантах отклоняющегося развития (шизофрения – детский тип, шизотипическое расстройство, другие формы эндогенной патологии). Поставленная цель определила задачи исследования : 1) оценить ВД в норме по уровню сформированности отдельных показателей произвольной слухоречевой памяти, внимания, восприятия и мышления; 2) оценить ВД уровня сформированности отдельных показателей произвольной слухоречевой памяти, внимания, восприятия и мышления у больных с шизофренией – детский тип, шизотипическим расстройством и другими формами эндогенной патологии; 3) сопоставить показатели ВД познавательной деятельности больных шизофренией (детский тип, шизотипическое расстройство, другие формы эндогенной патологии) и нормы. Материал и методы. Общая выборка больных составила 467 (230 мальчиков) человек, проходивших стационарное лечение в клинике НЦПЗ РАМН. Средний возраст составил 12,3 ± 2,7 лет. Из них: 153 чел. с диагнозом шизофрения, детский тип (F20.8); 244 чел. с диагнозом шизотипическое расстройство (F21); 70 чел. с диагнозами шизофренического спектра (F2x.x). Общую нормативную выборку составили 450 (230 мальчиков) учащихся общеобразовательных школ Москвы и Московской области, средний возраст 12,1 ± 2,8 лет. Общие выборки были разделены на возрастные подгруппы. Часть испытуемых выполнили все, а большинство – лишь некоторые из используемых методик. Использовались следующие патопсихологические методики: память – заучивание 10 слов (А.Р.Лурия), «простые» и «сложные» парные ассоциации (В.П.Критская); внимание – поиск чисел по таблицам Шульте; мышление – «конструирование объектов» (С.М.Алейникова и Т.К.Мелешко); восприятие – «идентификация формы», фигуры Липера. Параметры оценки: объем непосредственного воспроизведения (НП), объем «простых» (ППА) и «сложных» (СПА) парных ассоциаций; время выполнения таблиц Шульте; количество ошибок в перцептивном действии идентификации формы (ОшИФ); количество ошибок при опознании «фигур Липера» (ОшЛипер); коэффициент стандартности (КС) в «конструировании объектов»; показатель нарушений мышления в «малой предметной классификации (НМ) [2,3,4,5]. Основные результаты. Ниже, в таблице представлены средние показатели выполнения методик для отдельных познавательных процессов ы каждой диагностической и возрастной группе. Надстрочным индексом обозначены номера возрастных подгрупп, имеющие значимые различия с данной подгруппой. 

Таблица. Возрастная динамика средних показателей познавательных процессов познавательные процессы 

параметры

группы

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

память, объем

НП

норма

5.2(3,4,5)

5.9(3)

7.1(1,2)

6.6(1)

6.6(1)

F20.8

2.6(4,5)

3.8

4.0

4.4(1)

4.9(1)

F2x.x

5.0

4.2

5.9

5.2

4.9

F21

3.8(4,5)

4.9(5)

5.0(5)

5.2(1,5)

6.4(1,2,3,4)

ППА

норма

8.4(3,4,5)

9.2

9.6(1)

9.8(1)

9.9(1)

F20.8

6.2

5.6

6.2

7.9

7.6

F2x.x

9.0

8.5

9.0

8.7

7.8

F21

6.7(4)

7.7

8.1

8.7(1)

8.7

СПА

норма

4.7(3,4)

5.9

7.4(1)

7.3(1)

6.8

F20.8

2.8

2.8

3.3

2.4

2.8

F2x.x

3.5

3.5

4.7

4.2

2.7

F21

4.1

4.0

4.4

4.9

5.4

внимание,

табл1

норма

64.2(2,3,4,5)

54.1(1,3,4,5)

42.9(1,2)

39.9(1,2)

37.7(1,2)

нормой приходятся на период 9-14 лет, выявляется сходная с нормативной положительная ВД познавательной деятельности во всех сферах, кроме мышления; в младшем школьном и старшем подростковом возрасте различия с нормой минимальны. 3. Больные с другими формами шизофрении (группа F2x.x) имеют когнитивный дефицит в подростковом возрасте, что сходно с группой F20.8.4. Наиболее выраженные проявления дефицитарности в сферах произвольной памяти, внимания и мышления по отношению к норме у больных эндогенной психической патологией приходятся на период 11-14 лет.Обнаруженная возрастная динамика в клинических группах может быть обусловлена не только фактором возраста, но и такими факторами, как возраст начала заболевания, степень его тяжести. Изучение вклада этих факторов представляет задачу дальнейших исследований возрастной динамики познавательной деятельности при эндогенных психических заболеваниях.

Ссылка для цитирования

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.т., Т.3, Т.4. Научное наследство/Под ред. М.Г.Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.
  2. Зверева Н.В., Хромов А.И. Динамика слухоречевой памяти у детей с эндогенными психическими заболеваниями: терапевтический и возрастной аспекты. / Материалы общероссийской конференции «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах». Москва, РПО, 2009 г., С. 212-213.
  3. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 256 с.
  4. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. - В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/ под. ред. Вроно М. Ш. М. 1986.
  5. Хромов А.И., Зверева Н.В. Возрастная динамика состояния когнитивных функций у детей и подростков с эндогенными психическими расстройствами / Четвѐртая международная конференция по когнитивной науке: Тексты докладов: В 2 т. Томск, 22-26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. Т. 2, С.566-567.
  6. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении/Под ред. Ю.Ф.Полякова. — М.: Труды института психиатрии АМН СССР, 1982, т.1.
  7. Cervellione K.L., Burdick K.E., Cottone J.G. et al. (2007) Neurocognitive Deficits in Adolescents with Schizophrenia: Longitudinal Stability and Predictive Utility for Short-Term Functional Outcome. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 46(7):867-878.
  8. Frangou S., Hadjulis M., Vourdas A. (2008). The Maudsley Early Onset Schizophrenia Study: Cognitive Function Over a 4-Year Follow-Up Period. Schizophr Bull, 34(1):52–59.
  9. Gochman P.A., Greenstein D., Sporn A. et al. (2004) Childhood onset schizophrenia: familial neurocognitive measures. Schizophrenia Research, 71:43– 47.
  10. Harvey PD. (2006) Cognitive Deficits as a Core Feature of Schizophrenia. In: C.G. Kruse et al. (Eds): Thinking about Cognition: Concepts, Targets and Therapeutics. Amsterdam: IOS Press, 29-38.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика