Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

ISBN: 978-5-94051-077-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Разработка упорядоченной помощи при использовании нового стимульного материала 759

Щербакова А.М., кандидат педагогических наук, профессор факультета Клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, shcherbakova.a.m@yandex.ru
Полный текст

При диагностике умственного развития детей наиболее существенным критерием оценки является диапазон их потенциальных возможностей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослым работе. Такая потенциальная возможность была названа обучаемостью [2]. Разработанный А.Я. Ивановой диагностический «обучающий эксперимент» опирается на принципиальное различение «обучения» и «подражания», данное Л.С. Выготским [1], а также на введенную С.Я. Рубинштейн [3] систему упорядочения различных видов помощи, которые может оказывать экспериментатор в ходе патопсихологического исследования. Принцип диагностического «обучающего эксперимента» может быть использован для перестройки любой экспериментальной методики (И.А. Шаповал). В практической работе существует необходимость поиска нового стимульного материала для диагностики неоднократно обследуемых детей, т.к. и классификация геометрических фигур, и кубики Кооса часто оказываются хорошо знакомыми для них. В настоящем сообщении мы опишем опыт использования в качестве стимульного материала разборной куклы-пирамидки из семи элементов. Исследование начинается с того, что ребенку демонстрируют куклу в течение 30 секунд. Как правило, игрушка вызывает у ребенка интерес, он улыбается, тянется к ней, желая взять ее в руки. Экспериментатор на глазах у ребенка разбирает конструкцию, раскладывает элементы на столе и предлагает ему собрать куклу. Для нормативно развивающегося ребенка, начиная с четырех лет, такое задание не представляет трудности, а вот для детей с теми или иными проблемами развития эта задача может оказаться сложной и в 9-10 лет.Если ребенок не может справиться с заданием (типичные ошибки мы опишем ниже), специалист оказывает ему поэтапную помощь. Помощь эта выстраивается в логике обучающего эксперимента, дается в виде уроков-подсказок и начинается с повторной демонстрации образца. При этом специалист собирает куклу таким образом, чтобы ребенок не видел сам процесс сборки. В течение 30 секунд ребенок рассматривает образец, затем кукла опять разбирается и ребенок получает предложение собрать ее еще раз. В случае если и вторая попытка оказывается неуспешной, взрослый дает второй урок: он опять собирает пирамидку, демонстрирует ребенку и проводит беседу, в которой совершается содержательный анализ конструкции и ее детали получают название. Специалист задает следующие вопросы: «Кого изображает эта игрушка?», «Что означает та или иная деталь?». Результатом беседы является понимание, что кукла является изображением девочки, а детали означают голову, юбочку, шляпку и т.д. После этого ребенку опять предлагают собрать пирамидку. Если потребуется дать следующий урок-подсказку, он будет состоять в назывании цвета деталей и их взаимного расположения с использованием слов «вверху», «внизу», «над», «под». Неуспешность действий ребенка на этом этапе потребует дальнейшей помощи – открытого показа действий по сборке конструкции. Действия совершаются медленно, внимание ребенка при необходимости привлекается побуждающими репликами. В случае неудачной попытки ребенка выполнить задание после прямого показа следует повторить его, сопровождая комментирующей речью: «Смотри, вначале…, потом…, затем… и т.д.».Для детей с выраженным психическим недоразвитием задание собрать пирамидку-куклу оказывается недоступным. Дети с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности совершают хаотичные нецеленаправленные действия с деталями конструкции, стучат ими друг о друга, обследуют их ртом. Уроки-подсказки для этой категории обследуемых оказываются нерезультативными. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости характерны попытки в первую очередь надеть на стержень завершающую деталь – шляпку, часто при этом дети многократно безуспешно стремятся действовать глухой (без отверстия) поверхностью шляпки, не оттормаживая неудачные пробы, и не меняя способа действия силой. В том случае, если ребенку удается надеть шляпку на стержень, он с недоумением смотрит на пустой стержень под нею, не понимая, как можно заполнить это пространство оставшимися деталями. Уроки-подсказки в определенной степени используются ребенком, но в этом случае можно говорить о подражании без усвоения смысловой интерпретации объекта как модели девочки. Так, ребенок может нанизать все детали на стержень и завершить конструкцию шляпкой, но при этом голова окажется внизу, под юбкой. Встречается такое выполнение задания, когда лицо перевернуто на 180 градусов по вертикали и привлечение внимания ребенка к этому обстоятельству не побуждает его изменить положение головы куклы. Когда нами даны все описанные уроки-подсказки, а ребенок не приходит к правильному выполнению задания, мы завершаем работу с данным стимульным материалом. Дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности дошкольного возраста нуждаются в трех-четырех уроках-подсказках. Для детей младшего школьного возраста этой категории достаточно бывает двух-трех уроков. Ошибки, допускаемые ими, как правило, заключаются в несоответствующем образцу расположении деталей между нижней («туфельки») и верхней («шляпка» и под нею «голова») границами конструкции. По нашему мнению, такие ошибки связаны с недостаточностью ориентировочной основы деятельности, фрагментарностью и поверхностностью анализа образца. Предлагаемая специалистом помощь оказывается эффективной. Такие дети не испытывают значительных смысловых затруднений при интерпретации игрушки как куклы-девочки. Интересный материал получен при использовании предлагаемой методики в диагностической работе с детьми с иными вариантами дизонтогенеза (напр. искаженным развитием), но рамки настоящего сообщения не позволяют нам дать его описание. Приведем лишь один яркий пример – ребенок пытается удерживать голову игрушки на соответствующем ей месте на стержне, не подставив под нее другие детали. Как только он отпускает деталь, голова падает вниз, что вызывает у него негативную аффективную реакцию. Он вновь поднимает голову на нужную высоту, и все повторяется снова. Помощь взрослого при этом оказывается неэффективной. Перед нами стоит вопрос – каково может быть задание, предлагаемое ребенку для оценки его способности к переносу? Идеальным вариантом, безусловно, была бы игрушка аналогичной конструкции, например, мальчик. К сожалению, пока нам не удалось найти такой игрушки. В своей работе мы используем плоскостную модель, соответствующую объемной конструкции разборной куклы. Детали плоскостной модели имеют иную форму и иной цвет, чем у объемной игрушки. Ребенку, после разглядывания образца в течение 30 секунд и разъединения его на детали, предлагается воспроизвести его – уже без помощи взрослого.Использование разработанных нами пяти уроков-подсказок для помощи ребенку в выполнении им задания собрать игрушку-пирамидку позволяет оценить не только его оптико-пространственный гнозис и конструктивный праксис, но и состояние внимания и памяти, способность опираться на содержательную интерпретацию объекта, уровень обучаемости. Отсюда количественные показатели, когда за каждый последующий урок-подсказку начисляется балл, и, соответственно, большее число баллов указывает на большую выраженность проблем в развитии ребенка, дополняются результатами качественного анализа.

Ссылка для цитирования

Литература

  1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935 (публикация электронной библиотеки МГППУ).
  2. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика