Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн)

ISBN: 978-5-94051-077-2

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Экспериментальное изучение обучаемости младших подростков с задержкой психического развития 1157

Шипилова Е.В., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, shipilka@mail.ru
Полный текст

Термин «обучаемость», означающий проявление общих способностей, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности, рассматривали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская. Как показал анализ литературы, существуют различные взгляды на обучаемость. Она рассматривается как диагностическая характеристика, где за основу взято продуктивное мышление (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, и др.); характеристика, включающая особенности мыслительной деятельности и мотивации (А.К. Маркова, Г. Клаус и др.); как эмпирическая характеристика, состоящая из познавательной деятельности, особенностей личности ученика и его отношения к учебному материалу, коллективу, учителю (В.В. Давыдов, Б.Г. Мещеряков, И.П. Подласый, Е.Д. Хомская и др.). [1; 15] В исследовании обучаемость понимается как индивидуальное свойство, отражающее потенциальную возможность личности к овладению знаниями и умениями, которая выражается в быстроте, легкости и глубине усвоения учебного материала с целью самостоятельного использования в новой ситуации. В трактовке сущности обучаемости были выделены следующие компоненты обучаемости: физиологический, когнитивный, инициативный, эмоциональный. Под физиологическим понимается активность центральной нервной системы, влекущая за собой определенные образцы физиологического возбуждения. Работоспособность, динамичность как свойства нервной системы индивида влияют на процесс овладения каким-либо действием, в нашем случае — на обучаемость. Под когнитивным компонентом обучаемости понимаются индивидуальные различия в процессе усвоения индивидом новых знаний, понятий, выражающиеся в особенностях переработки информации, ее оценивания и категоризации, процессов мышления. Инициативный компонент был выделен с учетом такого признака обучаемости, как самостоятельность, который характеризует личность с позиции умения ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Эмоциональный компонент обучаемости включает эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности и процессу обучения. [2; 49]Целью констатирующего эксперимента были изучение и выявление развитости компонентов обучаемости младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В исследовании приняли участие школьники 5-6-х классов. Общее количество испытуемых - 110 человек. Возрастной диапазон обследуемых – 11-13 лет. При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие методы диагностики обучаемости: наблюдение, контрольно-ориентационный тест (методика Е. Брежневой), исследование прогностической деятельности Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, ШТУР, экспресс-диагностика обучаемости А.К. Марковой. Основные результаты исследования были получены после проведения констатирующего эксперимента с использованием модифицированной методики А.К. Марковой «Фронтальная экспресс-диагностика обучаемости». По десятибалльной шкале оценивались следующие показатели: работоспособность, экономичность и темп работы, активное осуществление ориентировки в новых условиях, осознание хода и смысла решения, готовность к принятию дозированной помощи взрослого и продвижению в решении после нее, умение самостоятельно ставить задачи самообразования, проявлять инициативу, переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому, наличие самоорганизации и произвольности. Также изучалось эмоциональное отношение обучающихся к учебной деятельности. Эти показатели рассматривались с учетом выделенных компонентов обучаемости. Баллы по каждому компоненту суммировались, затем находилось среднее значение. Наиболее развитым компонентом обучаемости у изучаемой группы детей является эмоциональный компонент (4,65 балла в экспериментальной группе и 4,4 — в контрольной); наименее развиты — когнитивный (4,15 и 4,35 балла), физиологический (3,95 и 4,1 балла), инициативный (4,4 и 4,1 балла) компоненты. На основе результатов изучения развитости компонентов обучаемости (физиологического, когнитивного, инициативного, эмоционального) у младших подростков с ЗПР были выделены следующие уровни обучаемости: — пограничный — характеризуется незначительным снижением темпа и работоспособности, учащиеся способны к переносу знаний и умений при выполнении нового задания, достаточно самостоятельны, однако им требуется незначительная активизирующая помощь взрослого; — допустимый — учащихся отличает меньшая самостоятельность, они избегают поисковой активности, могут осуществлять перенос знаний в новые условия, однако им требуется активизирующая и организующая помощь учителя, при этом снижается темп работы, допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого; — низкий — характеризуется низкими показателями самостоятельности, работоспособности на уроке, у детей более длительно осуществляется образование понятий, учащиеся нуждаются в разнообразных видах помощи. Общая оценка уровня обучаемости в обеих группах соответствует допустимому уровню. Выборочные средние значения уровня обучаемости в контрольной и экспериментальной группах статистически достоверны, критерий Стьюдента составил t≈0,456 при вероятности допустимой ошибки 0,05. Данное расхождение объясняется неоднородностью состава учащихся классов. В общеобразовательных школах обучаются дети как с ЗПР различного генеза, социально-педагогической запущенностью, так и с интеллектуальными нарушениями (с диагнозами ПМПК). Это объясняется нежеланием родителей переводить своих детей в коррекционные школы. При оценке особенностей индивидуально-психического развития установлено, что у учащихся с ЗПР экспериментальной и контрольной групп нарушена произвольность действий, повышено нервно-психическое напряжение, выявлена эмоциональная несдержанность. Отмечаются нарушение слухового восприятия, замедленное запоминание; процесс овладения знаниями, умениями, навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, время активности произвольного внимания — 20—25 мин.; у учащихся слабо развиты мыслительные операции, особенно выделение существенных признаков, обобщение, классификация, наибольшие трудности вызывает выполнение заданий на вербальном уровне. Школьники обидчивы, вспыльчивы, раздражительны, некоторые агрессивны; наблюдаются неадекватная самооценка (чаще завышенная), комплексы неполноценности. Полученные результаты экспериментального изучения обучаемости младших подростков с задержкой психического развития необходимо учитывать при организации педагогического процесса.

Ссылка для цитирования

Литература

  1. Новикова, Н. Б. Парциальность нарушений обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития// Дефектология. 1979. №3. С.15-24.
  2. Шипилова Е. В. Структура пониженной обучаемости школьников //Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной среды: междунар. науч.-практ. конф. – Том II. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. – С.48-49.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика