Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Медитация как неопосредствованное познание *

Петренко В.Ф., доктор психологических наук, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, victor-ptrenko@mail.ru
Кучеренко В.В., научный сотрудник лаборатории психологии общения и психосемантики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, гипнотерапевт, практикующий психолог, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего. Сопоставляются буддистские психопрактики и современная психотерапия в рамках работы с образами воображения. Рассматривается буддистская тантрическая практика медитации на Йидам (образы божественных сущностей), позволяющая через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию личностных качеств практикующего. Утверждается, что в процессе медитации происходит изменение форм категоризации практикующего, вплоть до полной остановки процесса категоризации в нирване.

Ключевые слова: медитация, буддизм, личность, принцип Анатман (иллюзорность «Я»), эриксоновский гипноз, категоризация, духовность

Рубрика: В поисках метода психологии

Тип: научная статья

* Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ, гранты № 05-06-80510а и № 07-06-10045к

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.
  2. Альбедиль М. Буддизм. СПб.: Питер, 2006.
  3. Андросов В.Н. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001.
  4. Андросов В.Н. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
  5. Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.–Воронеж, 1996.
  6. Ашвагоша. Шастра о пробуждении веры в Махаяне / Пер. Н.В. Абаева. Махаяна-шраддхотпада-шастры // Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. С. 247–256.
  7. Аюшева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
  8. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб.: Наука, 1998.
  9. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, 1998.
  10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,1980.
  11. Борхес Х.Л. Вкус спасения // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  12. Буддизм. Каноны, История, Искусство: научное издание. М.: ИПЦ «Дизайн, Информация, Картография», 2006.
  13. Бхикку Квантипалло. Секреты медитации. М.: Беловодье, 2005.
  14. Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М.: Изд-во «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1995.
  15. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
  16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  17. Витгенштейн Л. Языки как образ мира. М., 2003.
  18. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта. СПб., 2002.
  19. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. 2-е изд. М.–Л., 1930; М.: Педагогика, 1993.
  20. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М., 1998.
  21. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. М.: Каас, 1995.
  22. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.
  23. Грязева В.А., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. М., 1993.
  24. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб.: Алетейя, 1997.
  25. Джампа Тинлей. Значение мантры Будды Шакьямуни «Ом Муни Муни Маха Муние Суха» // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  26. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  27. Дхаммапада. Рига: УГУНС, 1991.
  28. Ело Ринпоче. Боевая чакра. Махаяноское преображение мышления. Комментарии к тексту Дхармаракшиты. Улан-Удэ: Ринпоче-Бакша, 2006.
  29. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа // Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  30. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М.–Челябинск: Социум, 2002.
  31. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Изд-во Института психиатрии, 2005.
  32. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., 2000.
  33. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1997.
  34. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70–78.
  35. Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16. СПб., 1914.
  36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  38. Лепехов С.Ю., Донец А.М., Нестеркин С.П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2006.
  39. Лосский Н.В. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992.
  40. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1968.
  41. Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении. Серия «Диалог». М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2005.
  42. Минделл А. Сновидение в бодрствовании. М., 2004.
  43. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. М.–СПб., 2004.
  44. Ньянапоника. Внимательность как средство духовного воспитания (буддийский метод сатипаттхана) // Медитация. М.: ОлмаПресс, 1994.
  45. Ню Сэн-жу. Путешествие в далекое прошлое // Танские новеллы (VII–IX вв.). М., 1970.
  46. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 3. С. 5–17.
  47. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. СПб., 1919. (2-е изд. Новосибирск, 1994).
  48. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон +, 2005.
  49. Парибок А.В., Эрман В.Г. Перевод и предисловие к «Джатаки: избранные рассказы о прошлых жизнях Будды». СПб., 2003.
  50. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113–121.
  51. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., Вяльба Ю.А. Психосемантика измененных состояний сознания // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 16–27.
  52. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  53. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. 3-е изд. М.: Издательский дом Международного университета в г. Москве, 2006.
  54. Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Сост. В. Хохлов. Минск: Вида-Н, 1998.
  55. Пятигорский А.М. Непрекращающийся разговор. Лекции по буддийской философии. М.: Азбука-классика, 2004.
  56. Райков В.Л. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества // Психологический журнал. 1992. № 3.
  57. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
  58. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.
  59. Рудой В.И. Отечественная историко-философская школа буддологии: вклад в проблему научного истолкования буддийских философских текстов // Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
  60. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29–38.
  61. Топоров В.Н. Введение и комментарии к Дхаммападе // Дхаммапада. Рига: УГУНС, 1991.
  62. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб.: Амфора, 2005.
  63. Тулку Тондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета: объяснение тибетской буддийской традиции терма. СПб.: Культурный центр «Уддияна», 2006.
  64. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ, 2004.
  65. Уолш Р. Основания духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М.: АСТ, 2004.
  66. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  67. Хоружий С.С. Православная аскеза – ключ к новому видению человека. М.: Омега, 2000.
  68. Цыбиков Г.Ц. К антропологической модели третьего тысячелетия // Избранные труды. В 2-х т. Новосибирск: Наука, 1991.
  69. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2006.
  70. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.
  71. Шэток И.Х. Опыт внимательности // Медитация. Практика буддийского метода духовного воспитания. М.: Олма-Пресс, 1994.
  72. Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. М.: Изд-во Центра буддологических исследований «Шечен», 2004.
  73. Чоки Нима Ринпоче. Единство Махамудры и Дзогчена. Казань: Бланкиздат, 2002.
  74. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  75. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
  76. Юнг К.Г. Синхроничность. М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997.
  77. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.
  78. Cognitive Models and Spiritual Maps // J. of Consciousness Studies. Special issue / Ed. by J. Andresen and R.K.C. Forman. 2000. Vol. 7. N 11–12.
  79. The view from within. First-person approaches to the study of consciousness / Ed. by F.J. Varela and J. Shear. Published in the UK by Imprint Academic. UK, 1999.
Статьи по теме

Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А.

Психологический профиль террориста

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика