Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии

Ахутина Т.В., доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена роли Л.С. Выготского в создании теории и методов нейропсихологической диагностики, реабилитации и коррекции. Излагаются предложенные Л.С. Выготским и освоенные современной наукой принципы нейропсихологии, его подход к проблемам локализации и организации диагностики. Использование идей Л.С. Выготского в диагностике и коррекции раскрывается на примере детской нейропсихологии.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ахутина Т.В. Культурно-исторические и естественно-научные основы нейропсихологии // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 20–27.
  2. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 83–98.
  3. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 51–58.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады Второй Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. М., 2003. С. 181–189.
  5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Детская нейропсихология: преодоление трудностей учения: Учебное пособие. (В печати.)
  6. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82–92.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М., 1982.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М., 1983.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М., 1984.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. М., 1983.
  11. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 404–418.
  12. Выготский Л.С. Письма к ученикам и соратникам // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2004. № 3. С. 3–40.
  13. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5. М., 2006, С. 9–33.
  14. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 2-е изд. М., 1969.
  16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  17. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  18. Лурия А.Р. Л.С. Выготский и проблема локализации функций // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 55–61.
  19. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  20. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5–6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. № 3.
  21. Пылаева Н.М. Применение методики «Сортировка цветных фигур» в коррекционно-развивающем обучении // Школа здоровья. 1999. № 1. С. 109–112.
  22. Пылаева Н.М. Нейропсихологические методы развития функций программирования и контроля // Школа здоровья. 2002. № 4. С. 36–43.
  23. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. М., 1997.
  24. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет // Школа здоровья. 1999. № 2. С. 65–71.
  25. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика «Сложи фигуру» в диагностике и коррекции зрительно-пространственных трудностей // Школа здоровья. 2000. № 3. С. 26–30.
  26. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников: учебное пособие. (В печати.)
  27. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
  28. Семенович А.В. (ред.) Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
  29. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  30. Симерницкая Э.Г., Матюгин И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. М., 1991.
  31. Хомская Е.Д. Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 72–83.
  32. Цветкова Л.С. Нарушение конструктивной деятельности при поражениях лобных и теменно-затылочных отделов мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов / А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская (ред.). М., 1966.
  33. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  34. Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2001.
  35. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: В поисках новой психологии. СПб., 1993.
  36. Alfano D.P., Finlayson M.A.J. Clinical Neropsychology in Rehabilitation // Clinical Neuropsychologist. 1987. N 1. P. 105–123.
  37. Haywood H.C., Lidz C.S. Dynamic Assessment in Practice: Clinical and Educational Applications. Cambridge University Press, 2007.
  38. Johnson M.H. Developmental cognitive neuroscience: an introduction. Cambridge, Oxford, 1997.
  39. Kirk S. Education of exeptional children. Boston, 1972.
  40. Lidz C. Elliott J. (Eds.) Dynamic Assessment: Prevailing Models and Applications // Advances in Cognition and Educational Practice. V. 6. Elsevier Science Inc., 2000.
  41. Lyon G.R., Moats L., Flynn J.M. From assessment to treatment. Linkage to interventions with children // Assessment issues in child neuropsychology / M.G. Tramontana and S.R. Hooper (eds.). N.Y., 1988. P. 113–144.
  42. Reitan R.M. REHABIT – Reitan evaluation of hemispheric abilities and brain improvement training. Tucson, 1980.
  43. Rourke B.P., Bakker D., Fiske J.L., Strang J.D. Child neuropsychology: An introduction to theory, research, and clinical practice. N.Y., 1983.
  44. Thal D., Marchman V., Stiles J., Aram D., Trauner D., Nass R., Bates E. Early lexical development in children with focal brain injury // Brain and Language. 1991. N 40(4). P. 491–527.
  45. Tzuriel D. Dynamic Assessment of Young Children. Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2001.
  46. Ylvisaker M. Context-sensitive cognitive rehabilitation after brain injury: Theory and practice // Brain Impairment. 2003. V. 4, N 1. P. 1–16.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика