Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вертикаль индивидуальности

Печенков В.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психологическая готовность к школе» МГППУ, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, vvpech@mail.ru

Аннотация

С позиции идейной ортогональности горизонтального и вертикального путей познания анализируются две группы способов (стратегий) понимания индивидуальности – поверхностные и глубинные. Первые сосредоточены на структуре и статических параметрах индивидуальности и ограничиваются наблюдением и комментариями, а глубинные способы обращают внимание на динамику и метаморфозы, стремясь понять причины происходящих изменений. Среди глубинных способов выделяется психологический, в основе которого лежит понятие «психологизм» (Л.М. Баткин), дополненное авторской гипотезой о динамическом подходе к постижению индивидуальности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  2. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.
  3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
  6. Джемс У. Психология. М., 1991.
  7. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. №7. С. 109–125.
  8. История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
  9. Печенков В.В. Проблема целостной индивидуальности // Психология в вузе. 2006. № 1. С. 3–24.
  10. Печенков В.В. Индивидуальность как ограниченность: динамический подход // Психология в вузе. 2006. № 2. С. 3–25.
  11. Румянцева М.Ф. «Теоретическая игра» как способ исторического познания // Мир психологии. 1998. № 4. С. 159–171.
  12. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  13. Трофимова Я.И., Чудинова Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 33–45.
  14. Франк С. Смысл жизни. Берлин, 1925.
  15. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  16. Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / под ред. А.Я. Гуревича. М., 1990. С.164–190.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика