Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Традиционные и современные исследования игрового поведения

Войскунский А.Е., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, vae-msu@mail.ru
Аветисова А.А., аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация

В историческом и современном планах рассмотрены исследования игрового поведения, проведенные в разные годы в рамках школы О.К. Тихомирова. Особенно подробно описываются исследования игрового поведения, выполненные с применением компьютерных игр. Начало таким исследованиям положено в середине 1980-х гг. Представлены также новые научные данные: недавно выполненное факторное исследование имплицитных знаний, имеющихся у компьютерных игроков – геймеров. Предполагалось, что игрокам известны распространенные возражения против геймерства и при этом у них могут оказаться собственные взгляды на этот предмет. Предположение подтвердилось: в исследовании с участием 395 геймеров была вскрыта бытующая у геймеров весьма сложно организованная система представлений по этому поводу. Она включает как знание о негативных последствиях геймерства, так и ряд других факторов (когнитивных, эмоциональных и др.), которые, по-видимому, перевешивают для геймеров знания о негативных последствиях увлечения компьютерными играми.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аветисова А.А., Войскунский А.Е. Игровая деятельность посредством компьютерных технологий: основные направления исследования // Вопросы информатизации образования. 2006. Вып. 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=107.
  2. Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  4. Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6. C. 96–102.
  5. Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79–96.
  6. Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214–233.
  7. Бек Дж., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М., 2006.
  8. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62–69.
  9. Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2007.
  10. Васильев И.А. Стратегическое мышление в сложных областях реальности // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М., 2002. С. 102–118.
  11. Васильев И.А., Митина О.В., Кобанов В.В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 4. С. 38–49.
  12. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 50–87.
  13. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 126–132.
  14. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140–153.
  15. Войскунский А.Е., Аветисова А.А. О психологической диагностике игровых и образовательных интернет-ресурсов (на материале ресурсов для дошкольников) // Общественные трансформации и киберпространство: междисциплинарные исследования. Сборник научных статей / под ред. Н.В. Борисова, А.В. Чугунова. СПб., 2009. С. 132–151.
  16. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 5. С. 47–63.
  17. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Феномен переживания опыта потока в групповых ролевых играх, опосредствованных Интернетом (на материале деятельности французских игроков) // Когнитивные исследования / отв. ред. В.Д. Соловьев. М., 2006. С. 207–224.
  18. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100–106.
  19. Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  20. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр): автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  21. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  22. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
  23. Исайкина М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004.
  24. Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  25. Корнилова Т.В., Белавина И.Г. Использование «советов» ЭВМ при решении мыслительных задач // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 52–62.
  26. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  27. Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. С. 270–298.
  28. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2008.
  29. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  30. Мурахвери В. Шахматы на службе психологии // «64» (Еженедельное приложение к газете «Советский спорт»). 1976. № 7 (398).
  31. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997.
  32. Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009.
  33. Телегина Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 23–49.
  34. Терехов В.А., Васильев И.А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 100–142.
  35. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  36. Тихомиров О.К., Белавина И.Г. Интеллектуальная деятельность в условиях «диалога» с ЭВМ // Психологические механизмы целеобразования / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 11–45.
  37. Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. М., 1988. С. 30–66.
  38. Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 143–204.
  39. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. №. 3. С. 27–39.
  40. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 86–102.
  41. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. 1988. Вып. 3. С. 27–39.
  42. Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. 2008. № 1. С. 60–64.
  43. Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Communicative Patterns and Flow Experience of MUD Players // International Journal of Advanced Media and Communication. 2005. Vol. 1, N 1. P. 5–25.
  44. Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Gamers’ Implicit Knowledge on the Psychological Influencе of Game-Playing // Lecture Notes in Computer Science. 2009. Issue 5621. P. 632–640.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика