Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Методология и история психологии

Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки»

ISSN: 1819-2653

Издается с 2006 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей * 1108

Братусь Б.С., доктор психологических наук, профессор, МГУ, Москва, Россия, Boris.bratus@gmail.com
Умрихин В.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, vvu@mail.ru

Аннотация

Рассматривается особая роль неявного знания в исторических судьбах научных школ, которые при подчас немногочисленном составе ученых способны совершать значительные прорывы в развитии мысли и порождать крупные исследовательские традиции. Отмечается, что подавляющее большинство наиболее крупных и ярких ученых оказываются учениками не менее ярких личностей в науке, а при обращении к опыту их учителей эта закономерность неизменно повторяется. Одним из скрытых оснований этого феномена выступает движение такой особой формы неявного знания, как личностное знание (М. Полани), не формализуемое в текстах и передаваемое в непосредственном общении между учителем и учеником. Яркий пример такого общения демонстрирует история зарождения и развития школы Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии, породившая крупную научную традицию — культурно-деятельностную психологию. На материале истории сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
В жизни ученого человека (если он скоропостижно не умирает в начале пути) можно обнаружить целый ряд общих, по сути, архетипических моментов, этапов и фигур. Конечно же, это изначальная, инициирующая фигура учителя (или учителей), далее — этапы взаимоотношения с ним (с ними): встреча, увлечение, восхищение, подражание, первые сомнения, возражения, желание обособиться, отъединиться, самому стать именем существительным, а не прилагательным (к другому имени), в дальнейшем — столь нередко — отхождение, противостояние, а то и конфронтация, возникновение собственного окружения, наконец, школы, появление своих учеников и их этапы отношения к тебе — от восхищения и подражания до отпочкования и отвержения. Тем самым вычерчивается некий круг, повторяющийся (архетипический) круг научной жизни, который цикл за циклом, оборот за оборотом определяет конкретную историю науки. Известна формула А. Эйнштейна: «Наука есть драма идей». В ней люди, несущие, отстаивающие идеи, составляют лишь фон. Поэтому в более полном виде следует сказать: наука — это драма идей и людей. И как всякая драма, она имеет в своей основе устойчивые, повторяющиеся внутренние законы, коллизии и циклы развития.
Литература
  1. Андреева Г.М. Леонтьев: личность, сознание, деятельность // Мир психологии. 1999. № 1. С. 5-9.
  2. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-45.
  3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  5. Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 86-94.
  6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  7. Иванников В.А. Леонтьев глазами студента и сотрудника // Мир психологии. 1999. № 1. С. 6-13.
  8. Климов Е.А. А.Н. Леонтьев: служение умопостигаемому Делу // Мир психологии. 2003. № 2. С. 4-10.
  9. Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М., 1983.
  10. Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 33-42.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  12. Леонтьев А.Н. О предмете психологии личности // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  13. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева,Д.А. Леонтьева. М., 1994.
  14. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.
    Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 50-69.
  15. Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев — Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
  16. Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999.
    Петренко В.Ф. Психология была для него жизнью // Журнал практического психолога. 2003. № 1-2. С. 90-96.
  17. Пономаренко В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. 2003. № 2. С. 10–20.
  18. Соколова Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского в ранних работах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 95-104.
  19. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М., 1977.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика