Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6767Ключевые слова 15834 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диалог К.Роджерса и П.Тиллиха 499

Рубрика: Лица и встречи

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Пауль Иоганнес Тиллих родился в Пруссии в 1886г. С ранних лет ему приходилось примирять традиционный про­тестантизм его отца, лютеранского пастора, с классическим гуманитарным образованием, которое он получал в гимназии. Эта проблема побудила его изучать теологию и философию в университетах Берлина, Тюбингена, Бреслау и Галле с 1904 по 1012г. В 1911г. он получил степень доктора, а в 1912г. был посвящен в сан лютеранского священника.

Прослужив в качестве полевого капеллана в германской армии с 1914 по 1918г. и получив Железный Крест за храб­рость, П.Тиллих стал активным участником движения за создание Германской республики. Однако движение потерпело поражение с приходом к власти Гитлера. Активный религи­озный социалист, Тиллих пытался совместить христианство с диалектическим пониманием истории, с решением социаль­ных и политических проблем. С 1919г. он был преподавате­лем, а с 1924г. – профессором теологии в нескольких универ­ситетах Германии. Деятельность и произведения Тиллиха вошли в противоречие с идеологией нацистского режима, и он был уволен с кафедры философии Франкфуртского университе­та. Позднее он говорил: «Я удостоился чести быть первым профессором-неевреем, уволенным из немецкого университе­та».

Его друг Райнхольд Нибур, находившийся в то время в Германии, пригласил Тиллиха работать вместе с ним в Union Theological Seminary, предложение было с готовностью принято, и с 1940г. Тиллих стал гражданином США. Он прора­ботал в Union до ухода на пенсию в 1955г., затем до 1963г. преподавал в Гарвардском университете, а затем в Богослов­ской Школе Чикагского университета, где прослужил до своей смерти. Тиллих написал в общей сложности около тридцати томов по теологии на немецком и английском языках, вклю­чая несколько сборников проповедей. В список его наиболее примечательных работ входят: «Религиозная ситуация» (1926, англ. 1932), «Интерпретация истории» (1936), «Протестан­тская эра» (1948), его главное произведение, трехтомная «Систематическая теология» (1952, 1959, 1963) и «Мужество быть,» (1952), которое, по словам одного критика, «останет­ся, быть может, его самым значительным и долговечным шедевром».

Рассматривая общество и индивида, Тиллих пришел к убеждению, что борьба религиозного авторитаризма и свет­ской автономии в конечном счете преодолевается подлинной свободой, имеющей основание в религиозной глубине. Однаж­ды он сказал: «Мои слушатели – это люди, которые, как они заявляют, не понимают христианских символов, данных церковью, и нуждаются в том, чтобы они были переведены на современный язык». Его теология пыталась примирить абстрактные вопросы религии с прямым религиозным опытом, то есть философию с откровением. Он также связывал тео­логические вопросы с такими разнообразными областями, как философия, современное искусство, политическая теория, бизнес и литература. Ранним интересом, развившимся в годы его работы в Германии и сохранившимся на всю жизнь, было взаимоотношение психоанализа, экзистенциализма и религии. Один писатель сказал: «Эрих Фромм, Ролло Мэй и Абрахам Маслоу именно ему обязаны такими ключевыми понятиями, как «экзистенциальная тревога» и «демоническое».

«Маленького роста седоволосый философ, деликатный и мягкий в обращении», Пауль Тиллих был назван «самым значительным современным теологом», «ключевой фигурой в протестантской мысли нынешнего столетия», «возможно, главным представителем современной христианской мысли». О нем говорили, что «Тиллих был тем для американской теологии, чем Уайтхед был для американской философии». Другие отмечали, что «философия Тиллиха затрагивает все религиозные группы, потому что он размышлял не только о протестантизме, но и о человеческом существовании вообще, о взаимоотношениях, любви, власти и справедливости».

Диалог между Паулем Тиллихом и Карлом Роджерсом состоялся 7 марта 1965г. в телерадиостудии Государствен­ного Колледжа Сан-Диего в Калифорнии. Это было последнее публичное выступление Тиллиха. Он умер 22 октября 1965г.

 

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика