Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Супервизия – сложный инструмент психоаналитической подготовки 1578

Шекеди И.
Дрейер К.
Кехеле Х., доктор психологических наук, декан факультета психотерапии и психосоматики университета г.Ульма (Германия), Германия

Аннотация

Профессор Имре Шекеди – президент Шведского психо-аналитического института, заведующий отделением пси-хотерапевтической подготовки; профессор Хорст Кехеле – декан факультета психотерапии Ульмского универси¬тета, директор Психоаналитического института Ульма; доктор К.Дрейер – частнопрактикующий психоаналитик. Выражаем благодарность госпоже Анне Казанской и ИНФО-центру психотерапевтических исследований за лю¬безно предоставленный журналу материал. Перевод выполнен по тексту: I.Szecody, H.Kahele, K.Dreyer. Supervision – an Intricate Tool for Psychoanalitic Training. // Zeitschr. f. psychoanal. Theorie und Praxis, VIII, 1-1993, p.52-71.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Введение

Супервизия, теоретические и практические семинары, опыт прохождения личного психоанализа начиная с 1924 года были официально признаны необходимыми при подго­товке кандидатов в психоаналитических институтах. И с самого начала было ясно, что будущему аналитику очень важно получить знания о бессознательных аспектах своих чувств, желаний и мотивов и научиться разбираться в них. Первые приверженцы психоанализа знакомились с ним, сами проходя курс личного дидактического анализа у Фрейда и одновременно применяя полученные идеи и опыт в лече­нии пациентов. Уже в 1912 году Фрейд говорил, что в про­цессе работы аналитик сопротивляется открытию в себе каких-то неприятных сторон своей личности точно так же, как и пациент. В 1922 году на психоаналитическом конгрес­се в Берлине было признано, что необходима организован­ная подготовка; параллельно с теоретическими занятиями кандидат должен пройти курс дидактического психоанализа. Ференци и Ранк (1924) писали, что в ходе работы психо­аналитик испытывает значительное напряжение и поэтому должен пройти настоящее психоаналитическое лечение, ко­торое явилось бы и своего рода «надзором» за его собствен­ной психоаналитической работой. Отсюда пошло выражение «контрольный психоанализ» (Kontrollanalyse), то есть само­стоятельная аналитическая работа, которая соотносится с опытом прохождения дидактического психоанализа. Такой тип супервизии стал основным в «Будапештской школе пси­хоаналитической подготовки» и напоминал отношения под­мастерья с мастером. Зато в первом Институте по психо­аналитическому обучению и лечению, основанном в Берлине в 1924 году, практическая подготовка и супервизия были отделены от того курса психоанализа, который проходил кандидат. Есть разные мнения по поводу плюсов и минусов обеих систем (напр., Ковач, 1936; Байбринг, 1937); все же в большинстве психоаналитических институтов применяется берлинская модель, в которой личный психоанализ и работа под руководством супервизора более или менее отделены друг от друга.

Согласно словарю Вебстера, «supervision» (супервизия) означает «осуществление присмотра, надзора, управления; проверка, контроль, направление, забота, ведение». Психо­аналитическая работа под руководством супервизора, кото­рую ведет начинающий аналитик в процессе своей профес­сиональной подготовки, проходит под контролем, надзором, присмотром опытного («контролирующего, управляющего, проверяющего») аналитика. У супервизора как у сотрудника готовящего института есть не только формальный статус, но и власть судить, оценивать и влиять на статус кандидата, стажера. Другой аспект работы под руководством суперви­зора выясняется из внутренней формы слова «руководить» – вести за руку: то есть помогать младшему, менее опытно­му, менее умелому, менее знающему коллеге, кандидату, стажеру приобрести знания, умение, опыт. Помогать ему не упасть, не сбиться с пути, избежать ловушек и, если надо, умерять его пыл.

Литература
  1. Arlow J.A. (1963): The supervisory situation. J. Amer. Psa. Assn., 11, 576-594.
  2. Balint M. (1948): On the psychoanalytic training system. Int. J. Psycho-Anal. 29, 163-173.
  3. Benedek Т. (1954): Counter-transference in the training ana­lyst. Bull. of the Menninger Clinic, 18, 12-16.
  4. Bibring E. (1937): Methods and technique of control anal­ysis. Report of the second Four Countries Conference of the International Training Commission. Int. J. Psycho-Anal., 18, 369-372.
  5. Bromberg P. (1982): The supervisory process and parallel processes. Contemp. Psychoanal. 18, 92-94.
  6. Caligor L. (1984): Parallel and reciprocal processes in psychoanalytic supervision. Contemp. Psychoanal. 17, 1-27.
  7. Carkhuff R.R. (1965): Training in counseling and psychotherapy: an evaluation of an integrated didactic and experiential approach. J. of Consulting Psychology, 29, 333-336.
  8. DeBell D. (I963): A critical digest on the literature on psy­choanalytic supervision. J. Amer. Psa. Assn., 11, 546-575.
  9. DeBell D. (1981): Supervisory styles and positions. In: Wallerstein R. (Hrsg.): Becoming a Psychoanalyst. New York: Int. Univ. Pr.
  10. Dewald P. (1987): Learning Process; in Psychoanalytic Su­pervision: Complexities and Challenges. New York: Int. Univ. Pr.
  11. Dijkuis J.H. (1979): Research on training in psychotherapy. In: DeMoor W. & Wijngaarden H.R. (Hrsg.): Psychotherapy: Research and Training. Amsterdam: Elsevier & North Holland Biomedical Pr.
  12. Eitingon M. (1937): Report of general meeting of the International Training Commission. Int. J. Psycho-Anal., 18, 346-348.
  13. Ekstein R. (1981): Supervision hour 5: on the supervision of the supervisor. In: Wallerstein R. (Hrsg.): Becoming a psychoanalyst. New York: Int. Univ. Pr.
  14. Ekstein R. & Wallerstein R. (1958): The Teaching and Learning of Psychotherapy. New York: Basic Books.
  15. Epstein L., (1985): Der reziproke Parallelprozess. Forum Psychoanalyticum, 1, 131-142.
  16. Ferenczi S. & Rank О. (1924): Die Entwicklungsziele der Psychoanalyse. Wien/Leipzig/Zurich: Internat. Psychoanal. Verl.
  17. Festinger L. (1957): A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford: Stanford Univ. Pr.
  18. Fleming J. (1981): Perspective: The Fleming-Benedek ap­proach: In: Wallerstein R. (Hrsg.): Becoming a Psychoanalyst. New York: Int. Univ. Pr.
  19. Fleming J. & Benedek Т. (1966): Psychoanalytic Supervi­sion: A Method of Clinical Teaching. New York: Grune & Stratton.
  20. Freud S. (1912e): Ratschlage fur den Arzt bei der psychoanalytischen Behandlung. GW, 8, 376-387.
  21. Gauthier M. (1984): Countertransference and supervision: a discussion of some dynamics from the point of view of the supervisee. Canadian J. of Psychiatry, 29, 513-519.
  22. Gediman H.K. & Wolkenfeld F (1980): The parallelism phe­nomenon in psychoanalysis and supervision: its reconsideration as a triadic system. Psychoanal. Quart., 44, 234-255.
  23. Glover E. (1952): Research methods in psychoanalysis. Int. J. Psycho-Anal., 33, 403-409.
  24. Coin M.K. & Kline F.M. (1974): Supervision observed. J. of Nervous and Mental Diseases, 158, 208-213.
  25. Coin M.K. & Kline F.M. (1976): Countertransference: a ne­glected subject in clinical supervision. Amer. J. of  Psychiatry, 133, 41-44.      
  26. Greben S.E. (1979a): Introduction and background to the supervisory relationship. Canadian J. of Psychiatry, 24, 499-506.                                             
  27. Greben S.E.  (1979b): The influence of the supervision of psychotherapy upon being therapeutic. Canadian J. of Psychia­try, 24, 507-513.
  28. Greenberg L.S. (1984): Task analysis; the general approach. In: Rice L.N. & Greenberg L.S. (Hrsg.): Patterns of Change. Intensive Analysis of Psychotherapy Process. New York: Guilford Pr., 124-148.
  29. Grey А. & Fiscalini J. (1987): Parallel process as transference-countertransference interaction. Psychoanal. Psychol., 4, 131-144.
  30. Gross-Doehrman M.J. (1976): Parallel Processes in super­vision and psychotherapy. Bull. of the Menninger Clinic, 1, 9-105.                  
  31. Heising G. (1976): Zur Psychodynamik der Supervision. Praxis der Psychotherapie, 21, 185-191.
  32. Hofstaedter D.R. (1980): Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid. New York: Basic Books.
  33. Hunt W. (1981): The use of Countertransference in psychotherapy supervision. J. of the Amer. Academy of Psychoanal., 9, 362-373.
  34. Issacharoff A. (1982): Countertransference in supervision: Therapeutic consequences for the supervisee. Contemp. Psycho­anal., 18, 1-15.
  35. Jacob P. (1981): The San Francisco project: the analyst at work. In: Wallerstein R (Hrsg.): Becoming a Psychoanalyst. A Study of Psychoanalytic Supervision. New York: Int. Univ. Pr.
  36. Kernberg О. (1984): Changes in the nature of psychoana­lytic training; structure of training and standards of training. In: Wallerstein R. (Hrsg.): Changes in Analysts and in their Training. The Internat. Psychoanal. Assn. Monograph Series No 4.                                  
  37. Kovacs V. (1936): Training and control analysis. Int. J. Psy­cho-Anal., 17, 346-354.                                    
  38. Киbiе L. (1958): Research into the process of supervision in psychoanalysis. Psychoanal. Quart., 27, 226-236.
  39. Киbiе L: (1974): The drive to become both sexes. Psycho­anal. Quart., 43, 349-426.                             
  40. Lakovics M. (1983): Classification of countertransference for utilization in supervision. Amer. J. of Psychotherapy, 37, 245-251.                          
  41. Langs R. (1979): The Supervisory Experience. New York: Jason Aronson.
  42. Loewald H. (1960): On the therapeutic action of psychoanalysis. Int. J. Psycho-Anal., 41, 16-33.
  43. Lower A.J. (1972): Countertransference resistance in the su­pervisory situation. Amer. J. of Psychiatry, 129, 156-160.
  44. Martin G.C. et al. (1978): Candidates evaluation of psycho­analytic supervision. J. Amer. Psa. Assn., 25, 407-424.
  45. Myerson P.G. (1981): On being Member of a Supervision Study Group. In: Wallerstein R. (Hrsg.): Becoming a Psycho-analyst. New York: Int. Univ. Pr.
  46. Piaget J. (1958): The Development of Thought: Equilibration of Cognitive Structures. New York: Viking.
  47. Sachs D.M. & Shapiro S.H. (1976): On parallel processes in therapy and teaching. Psychoanal. Quart., 45, 394-415.
  48. Sandell R. (1985): Influence in supervision, therapist's com­petence and patient's ego level on the effect of timelimited therapy. Psychotherapy and Psychosomatics, 44, 103-109.
  49. Searles H. (1965): Problems of psychoanalytic supervision. In: Ders.: Collected Papers on Schizophrenia and Related Sub­jects. London: Hogarth.
  50. Shevrin H. (1981): Supervision and treatment. In: Wallerstein R. (Hrsg.): Becoming a Psychoanalyst. New York: Int. Univ. Pr.
  51. Spiegel D. & Grunebaum H. (1977): Training versus treat­ing the resident. Amer. J. of Psychotherapy, 31, 618-625.
  52. Strupp H.H. et al. (1988): Training in psychodynamic ther­apy. J. of Consulting and Clinical Psychology, 56, 1-7.
  53. Studt С. (1985): Lehr- und Lernziele der Kontrollanalyse. Forum der Psychoanal., 1, 117-130.
  54. Szasz T.S. (1958): Psychoanalytic training: a socio-psychological analysis of its history and present status. Int. J. Psy­cho-Anal., 39, 1-16.
  55. Szecsody I. (1974): Handledning i psykoterapi.. Psykisk Halsa, 1, 23-32.
  56. Szecsody I. (1981): The supervisory process. Theory and re­search in psychotherapy supervision. (A research project) Enheten for Psykoterapiutbilding, Rapport 2. Karolinska Institutet, Stockholm.
  57. Szecsody I. (1986): Feedback in psychotherapy and train­ing. Nordisk Psykiatrisk Tidskrift, 40, 193-200.
  58. Szecsody I. (1990a): The Learning Process in Psychother­apy Supervision. Stockholm: Karolinska Institutet.
  59. Szecsody I.  (1990b): Supervision: a didactic or mutative situation. Psychoanal. Psychotherapy, 4, 245-262.
  60. Szekely L. (1979): Some thoughts on psychoanalytic edu­cation. (Not published).
  61. Tarachow S. (1963): An Introduction to Psychotherapy. New York: Int. Univ. Pr.
  62. Thoma H. & Kachele H. (1987): Lehrbuch der psychoanalytischen Therapie. Bd. I u II (1988). Berlin: Springer.
  63. Tyler R. (1974): Coper Commission I: The Tripartite Sys­tem of Psychoanalytic Education. New York: Amer. Psa. Assn.
  64. Wallerstein R. (1981): Becoming a Psychoanalyst. A Study of Psychoanalytic Supervision. New York: Int. Univ. Pr.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика