С чего начинается родина ...

892

Аннотация

Эта статья посвящена образам нашей Родины, понятиям родины и семьи, или родины как семьи. Нетрудно представить, что на символическом уровне два данных понятия практически совпадают (любопытным образом этот факт фиксиру-ется в языке: по-чешски слово «rodina» прямо-таки означает «семья»). Сразу же возникает множество соблазнительных аллюзий. Например, эмиграция как поиск другой – хорошей или идеальной семьи (то же относится и к представлениям о «шатловом» анализе как «частичной эмиграции»). Или «возвращение на историческую родину» как отражение архетипической фантазии о том, что свои, «плохие», родители на самом деле не родные, и мечты о «настоящих» родите¬лях, которые, к тому же, должны еще оказаться королями и короле¬вами . На клиническом материале автор пытается прояснить, что же это за семья, в которой все мы выросли, придавая при этом основ¬ное значение повторяющимся образам ,общему для разных людей на-правлению мыслей или ассоциаций, схожим чувствам, которые обна-руживаются у самых разных пациентов. Вряд ли их объединяет что-либо еще, кроме того, что они являются (или являлись) пациентами одного терапевта и детьми одной и той же родины-семьи...

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Тимофеева М.Н. С чего начинается родина ... // Консультативная психология и психотерапия. 2000. Том 8. № 4. С. 39–54.

Фрагмент статьи

В недавнем времени говорили о «новой исторической общности лю­дей – Советском народе». Сейчас считается, что такого образования не существует (Шлягина, 1993). Конечно, с одной стороны, нельзя не раз­делить подобной точки зрения, но с другой – мы видим немало общего у людей, относящихся к этой как бы не существующей общности.

Здесь мы вплотную подходим к теме, которая широко обсуждается в современном психоанализе, – влияния тоталитарного государства на психику его подданных[1]. Мы в меньшей степени будем касаться меха­низмов этого влияния (а потому позволим себе ограничиться кратким литературным обзором, достаточным для целей, которые ставятся нами в рамках данной статьи). Главным же образом представим образы – как бы те семейные фотографии, которые приносят на сессию наши пациен­ты.



[1] Иной читатель может упрекнуть меня в некорректности, с которой здесь смешиваются понятия «родина» и «государство». Поэтому еще раз подчеркну, что статья посвящена образам бессознательного, где неразличи­мы не только родина и государство или родина и семья, но даже фекалии, подарок и ребенок (Тайсон, 1998, с.67).

Литература

  1. Вуко А. По ту сторону бомб и санкций. // Как практиковать психоаналитиче­скую терапию в периоды социальной нестабильности. Материалы 8-й Восточно-Европейской психоаналитической конференции. Харьков, 2000. С.88-114.
  2. Голдсмит Г. В поисках аналитического времени. // Там же. С.61-71.
  3. Кадыров И.М. В поисках аналитического пространства. Некоторые размыш­ления относительно практики в Москве. // Там же. С.26-59.
  4. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., «Класс», 1998.
  5. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М, «Класс», 2000.
  6. Кигай Н. «Планирование семьи по-российски» // Независимая газета, 26.06.96, № 115 (1194).
  7. Кундера М. Невыносимая легкость бытия. С.-П.. «Амфора», 2000.
  8. Лосев А.Ф. Кронос. // Мифологический словарь. М., 1991.
  9. Тайсон ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург. 1998.
  10. Тимофеева М.Н. Историческая, политическая, социальная и реальная реаль­ности в психоанализе. МПЖ, 1996, № 2. С.83-91.
  11. Тимофеева М.Н. Психотерапия как социально-психологический феномен. Журнал прикладной психологии, 1998, № 1.
  12. Фальц У. Отелло и Дездемона. Отношения в супружеской паре. Статья, представленная на семинаре в Москве, 1999.
  13. Шебек М. Поиск идентичности и власти: как стать психоаналитиком в пост-тоталитарной действительности. Доклад на 7-й Восточно-Европейской конференции. М., 1998.
  14. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности. // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.; 1993.
  15. Chasseguet-Smirgel J. (1978). Reflexions on the connexions between perversion and sadism. International J. Psycho-Analysis, 59.
  16. Chasseguet-Smirgel J. (1986). The archaic matrix of the Oedipus complex. // Sexuality and Mind. The role of the father and the mother in the psyche. N.Y, L., New York University Press.
  17. Clit R.O. (1995). Totalitarian frame and narcissistic functioning. Paper presented at the XIII IPSO Congress. San Francisco.
  18. Timоfeyeva (Pochukayeva) M. (1994). Psychoanalytic treatment in a Russian context // Paper presented at the Spring Meeting of the Division of Psychoanalysis of the American Psychological Association. Washington, D.C.

Информация об авторах

Тимофеева Мария Николаевна, Член Московского психоаналитического общества, практикующий психотерапевт, преподаватель совместного курса МПО и Института психотерапии и психоанализа по психоаналитической терапии.

Метрики

Просмотров

Всего: 1072
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 892
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6