Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Святоотеческое учение о страстях и психотерапия 1798

Флоренская Т.А., доктор психологических наук, Психологический Институт РАО

Аннотация

Святоотеческое учение о страстях осмысливается с точки зрения проблем современной психологии и психотерапии. Подчеркивается, что вопросы о сущности страсти, видах страстей, психологических меха-низмах их возникновения, динамики и, наконец, путях преодоления и пре-дупреждения “пагубных” страстей заслуживают серьезного внимания как с научной, так и с практической точек зрения. Обозначаются точки соприкосновения святоотеческого учения о страстях с современной психотерапией.

Рубрика: Душепопечение

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной психологии страсть определяется как “устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека” (Петровский, 1997, с.254). Страсть может быть пагубной, если она произрастает из чувств низких, заслуживающих морального осуждения; страстью может стать и “самое благородное, высокое чувство..., тогда страсть оказывается источником подвигов, многолетних упорных трудов, открытий, творческих достижений” (там же, с.254, 255). Более того, утверждается, что “ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти” (Слободчиков, Исаев, 1995, с.272). В цитируемых учебных пособиях по психологии нет ни теоретического, ни эмпирического обоснования данных утверждений; понятие страсти здесь носит не научный, а “житейский” характер, оно определяется от господствующего “здравого смысла”. Однако, вопросы о сущности страсти, видах страстей, психологических механизмах их возникновения, динамики и, наконец, путях преодоления и предупреждения “пагубных” страстей заслуживают серьезного внимания, как с научной, так и с практической точек зрения, поскольку от страстей страдают и гибнут, морально и физически, люди, подверженные алкоголизму и наркомании; страсти могут привести к самоубийству; страсти лежат в основе психических отклонений и болезней личности; агрессивных действий и преступлений. Трудность научного объективного исследования страстей состоит, на наш взгляд, в том, что основной “материал” исследования находится внутри субъекта, в опыте его чувств, мыслей и состояний страсти, что невыразимо языком объективного исследования. Поведенческие проявления страсти мало что говорят о ней в целом и по существу. “Глубинный” анализ страсти пациента, опосредствованный психологическим психотерапевтическим контактом, не может быть свободным от исходной концепции исследователя. Действительно “объективным” может быть исследование страстей опытными в самонаблюдении, анализе и борьбе со своими страстями психологами; существенное совпадение такого опыта будет свидетельством психологической объективности полученных “данных”. В современной психологии мы не знаем такого рода исследователей и исследований, не знаем психологов, посвятивших свою жизнь борьбе со страстями и исследованию их свойств. Но эта тема исследовалась на протяжении веков раннехристианскими подвижниками, оставившими нам глубоко и тонко разработанное учение о страстях и борьбе с ними. Обращаясь к их наследию, мы исходим из убеждения в единстве законов душевной жизни человека*. Поэтому изучение опыта христианских подвижников представляет для нас не столько историко-психологи-ческий интерес: мы хотим осмыслить его с точки зрения проблем современной психологии и психотерапии как метод работы с пациентами.



* Тертуллиан (ΙΙ в.) говорил о душе человека как “естественно христианской” (цит. по: Киприан (Керн), архим., 1996, с.159).

Литература
  1. Библия. – М., 1976.
  2. Авдеев Д.А. Православная психиатрия. – М., 1997.
  3. Анонимные алкоголики. – Нью-Йорк, 1986.
  4. Добротолюбие, т.1-5. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
  5. Дорофей, aвва. Душеполезные поучения и послания. – М., 1992.
  6. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб., 1995.
  7. Исаак Сирин, авва. Слова подвижнические. – М., 1993.
  8. Лосский В.Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991.
  9. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. – М., 1996.
  10. Киприан, архим. Патрология. – Париж-Mосква, 1996.
  11. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1997.
  12. Психология. Словарь. – М., 1990.
  13. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия, 1995.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  15. Феофан Затворник, свт. Советы православному христианину. – М., 1994.
  16. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. – М.,1998.
  17. Флоренская Т.А. Катарсис как осознание. (Эдип Софокла и Эдип Фрейда) // Бессознательное. Т.2. – Тбилиси, 1978.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика