Построение лестницы развития/регрессии в христиански-ориентированной психологии

1020

Аннотация

В статье рассматривается возможность сопряжения психологических и христианских представлений о человеке. В качестве аргумента, подтверждающего плодотворность подобного направления, предпринимается попытка построения так называемой лестницы развития/регрессии человека, полученной путем объединения с христианским учением о человеке двух отечественных теорий: интегральной периодизации субъективной реальности в онтогенезе, разработанной В.И.Слободчиковым, и поуровневой теории личности, разработанной Б.С.Братусем. Построению лестницы разви-тия/регрессии посвящена первая часть статьи. Вторая и третья части являются приложениями к первой, и в них разработанная шкала развития/регрессии используется для анализа не-которых аспектов психотерапевтической практики. Вторая часть, “О границах допустимого воздействия психотехник на человека”, посвящена анализу влияния трансперсональных техник на развитие человека. В третьей части разработана “карта состояний сознания”, которая ориентирована на христианские представления о состояниях человека.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Миронова М.Н. Построение лестницы развития/регрессии в христиански-ориентированной психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Том 11. № 3. С. 26–73.

Фрагмент статьи

Эта работа выполнена в гуманитарной парадигме, а еще точнее – она сочетает в себе культурно-исторический подход с ориентацией на христианскую эсхатологию. Иногда априори считается, что подобное невозможно. Но известна мысль, принадлежащая Б.С.Братусю (1990), о том, что культурно–историческая традиция значительно ближе к теологическому взгляду на человека, нежели иные существующие парадигмы. Вслед за этим автором мы также считаем, что отечественная психология гармонично сочетается с христианским богословием, и что научные построения, выполненные в рамках культурно-исторического подхода, естественным образом могут быть сопряжены с теологическими, и это не требует разрушения оснований, а результат такого сочетания значительно расширяет границы познания. Поэтому мы предлагаем этот материал тем, кто может принять такую идею.

Литература

  1. Архимандрит Лазарь. О монашестве. – Изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.
  2. Ассаджоли Р. Психосинтез. – М.:“REFL-book”, 1994.
  3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. – Москва–Воронеж, 1997.
  4. Братусь Б.С.  Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
  5. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии  // Вопросы психологии. 1990. № 6, с. 9-17.
  6. Братусь Б.С. Психология, нравственность, культура. – М.: Менеджер, 1994.
  7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5, с.3-19.
  8. Братусь Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом. – М., 1997.
  9. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии: история упований // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 2, с.5-24. 
  10. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. – М., 1982-1984.
  11. Генон Р. Традиция и бессознательное. // Вопросы философии. 1991, № 4, с.51-53.
  12. Гроф С. За пределами мозга. – М.: Центр “Соцветие”, 1992.
  13. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
  14. Давыдов В.В.  Последние речи. – М., 1998.
  15. Добротолюбие, тт. 1-5. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.
  16. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М., 1996.
  17. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. – М., 2000.
  18. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры  // Вопр. психол. 1998. № 3, с. 104-114.
  19. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991.
  20. Игнатий (Брянчанинов) преп. Письма о подвижнической жизни. – М., 1996.
  21. Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. Козулин А. Понятие психологической регрессии // Вопросы психологии. 1990. № 2, с. 24-34. Кураев А. Христианская философия и пантеизм. – М., 1997.
  22. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ.  // Вопросы психологии. 1998, № 3, с. 70-78. 
  23. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1994. Майков В.В. Становление трансперсональной психологии // Психология с человеческим лицом. – М.: “Смысл”, 1997. Медведев М., Калашникова Т. Об аналитической психологии Карла Юнга. – Пермь, 2001.
  24. Миронова М.Н. Личностно-смысловые детерминанты профессионализма педагога. Диссертация на соискание звания канд психол. наук. – М.: 2002.
  25. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1, с. 21-33.
  26. Преподобный Макарий Египетский. Беседы. – М., 1880.
  27. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. – Минск, 2001.
  28. Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 1995.
  29. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.
  30. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5, с. 38-50.
  31. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Т.2. –  М.: Школьная пресса, 2000.
  32. Собрание писем Святителя Игнатия, Епископа Кавказского. – М.- СПб, 1995.
  33. Творения Преподобного Максима Исповедника. Книга II. – М.: “Мартис”, 1993.
  34. Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. Т.1. – Петербург, 1904.
  35. Файдыш Е.А. Сверхсознание. – М., 1993.
  36. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. – Париж, 1931.
  37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
  38. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  39. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. Собр. соч. Т.15. – М.: “Ренессанс”, 1992.
  40. Эльконин Д.Б. Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности. // Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1995.
  41. Frankl V. Der unbewubte Gott. – Wienn, 1948.
  42. Werner H. Comparative psychology of mental development. – N.Y.: International Universities Press, 1948.

Информация об авторах

Миронова Марина Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Калужского областного института повышения квалификации работников образования, Калуга, Россия, e-mail: mironova-mn@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1222
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1020
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6