Становление личности и стратегия жизни св. прав. Иоанна Кронштадского и Георгия Гапона: сравнительный биографический очерк

551

Аннотация

Автор, с позиций богословского понимания личности, рассматривает, как формировались системы жизненных ценностей двух людей, сыгравших важную роль в переломный предреволюционный период истории России: святого праведного Иоанна Кронштадтского и неудавшегося пастыря, известного деятеля периода первой русской революции 1905г. Георгия Гапона. Для этого он просматривает истории их жизней, которые начинались, отчасти, сходным образом, отмечает узловые события, предлагая их смысловую трактовку, сопоставляя духовный путь и итог жизни этих двух личностей.

Общая информация

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Для цитаты: Горянов К. Становление личности и стратегия жизни св. прав. Иоанна Кронштадского и Георгия Гапона: сравнительный биографический очерк // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3.

Фрагмент статьи

Узловые моменты в хитросплетенной исторической сетке всегда связаны с именами знаменитых личностей, которые являются, чаще всего, предводителями и учителями народных масс, и без этих масс их деятельность не имела бы смысла. Но и движение народа, кажется, не имеет смысла, если его рассматривать только с материалистических позиций, подобно биологической или географической истории Земли.

Если взять во внимание одну человеческую личность и рассмотреть ее вне зависимости от других, то покажется, что она абсолютно свободна и может руководствоваться лишь своей волей. Если же эту личность рассматривать в связи с другими такими же личностями, то становится очевидным действие непреложных законов, ограничивающих ее свободу. Личность обладает природой, и в определенном смысле она свободна по отношению к природе. Однако именно в своем «несвободном» состоянии личность, непримиримая к роли бездушного элемента природы, постоянно стремится к пониманию разумного смысла своего бытия, причем, без помощи органов внешних чувств, то есть внутренним познанием, которым познает самое себя и Божественный о себе замысел.

Для исследования этого непростого процесса следует уяснить, что же такое личность?

Психическая реальность, описываемая термином «личность», проявляется уже в самой этимологии этого слова. Первоначально этот термин – «лицо» (греч. πρόσωπον – просопон) – относился к актерским маскам, личинам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц. Впоследствии это слово стало означать самого актера и его роль. Латинское persona употреблялось с обязательным указанием общественной значимости героя, так что под личностью понималась социальная роль человека.

Постепенно это понятие в философской литературе наполнялось все более многообразным смыслом, диапазон и оттенки которого в определенной мере специфичны для национального языка и конкретной философской системы.

Важно отметить, что понятие личности появилось не сразу, а складывалось медленно и постепенно – по мере формирования самой личности как социально-культурного явления. Сравнительно-исторические исследования показывают, что до христианской эпохи в Европе, в том числе и в Древней Греции, феномен личности в современном понимании не существовал. Свом возникновением он обязан именно христианству, когда создалась почва для отношения к человеку как «уникальному существу, ценность которого определяется чем-то высшим, чем принадлежностью к роду, к «государству-городу» или «патриархальной деспотии» востока» (Зенько, 2007, с.250).

В светской науке – психологии, социологии – эволюция понятия «личность» дала импульс для развития представлений о ней самой как системе ролевого поведения, в которой эта личность характеризуется, главным образом, выполняемой социальной ролью. Однако такой подход подвергался критике, как со стороны самих психологов, так и философов. Ведь для понимания существа личности определяющее значение имеет выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним.

Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий при ее осуществлении и принимает всю полноту ответственности за свои поступки: «человек должен сам заложить основу своего будущего явления, как человека; он должен сам, через «духовные упражнения» соткать ткань, в которую облечется в будущем» (Слободчиков, Исаев, 2000, с.17). С точки зрения психологии, процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных связях и отношениях на протяжении всей жизни человека.

Литература

  1. Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. – М.: Свято-Тихоновский богословский институт: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995.
  2. Балакшина Ю.В. Годы учения отца Иоанна Кронштадтского в Архангельских духовных школах (1838-1851) // Альманах «Кронштадтский пастырь». Вып.2. – М.: Изд-во «Отчий дом» (в печати).
  3. Богачевская-Хомяк Марта. Философия, религия и общественность в России в конце 19-го и начале 20-го вв. // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под ред. Н.П.Полторацкого. Отдел славянских языков и литератур Питтсбургского университета. Машинопись. – Питтсбург, 1975.
  4. Богданова Т.А. Первая «Православная Богословская Энциклопедия» (1900-1911) // Официальный сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии http://www.spbda.ru/info.php?id=966
  5. Бронзов А., проф. К биографии о. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. (Некоторые справки из архива С.-Петербургской духовной академии) // Душеполезное Чтение. 1909. Ч.1.
  6. Бухбиндер И.А. Из жизни Г.Гапона (По неизданным материалам) // Красный летописец. 1922. № 1.
  7. Вениамин (Федченков), митрополит. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. – Кронштадт: «Воскресеніе», 2000.
  8. Гапон Г. История моей жизни. Серия: Российский летописец. – М.: «Книга», 1990.
  9. Глубоковский Н.Н., проф. С.-Петербургская Духовная Академия во времена студенчества там Патриарха Варнавы. – Сремски Карловци, 1936.
  10. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский. Дневник духовной дочери. – М., 1998.
  11. Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского Чудотворца. Собрал архимандрит Пантелеимон,  1976.
  12. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1902/3 год (в извлечении). Приложение к журналу «Христианское Чтение». – СПб., 1903.
  13. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
  14. Иоанн (Зизиулас), митр. Личность и бытие // Начало. СПб., 1998.
  15. Кавторин В.В. Первый шаг к катастрофе: 9 января 1905 года. – Л.: Лениздат, 1992.
  16. Константин (Горянов), архимандрит. Жизнь и творчество Виктора Несмелова // Вестник Белорусского Экзархата. № 5, 1990, с.32-36, № 6, 1991, с.40-44.
  17. Константин (Горянов), епископ. Жизнь и творчество Виктора Несмелова // ЖМП, 1996, № 7, с.55-62.
  18. Константин (Горянов), епископ. Опыт встречи. К столетию Религиозно-философских собраний // ЖМП, № 1, 2003.
  19. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословские Труды, Сб.8. – М.: Издание Московской Патриархии, 1972.
  20. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т.1. – Казань: Центр. тип., 1905.
  21. Половинкин С.М. На изломе веков. О религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов // Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903гг.) / Общ. ред. С.М.Половинкина. – М.: Республика, 2005.
  22. Сверчков Д. Георгий Гапон. Опыт политической биографии. – М., 1920.
  23. Свт. Игнатий Брянчанинов. Крестоношение. – М., 1999.
  24. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. Сост. и комм.: А.Н.Стрижев. – М.: Изд-во «Отчий дом», 1997.
  25. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: проповеди, воспоминания современников и родственников // Составители Шемякина С.И., Шпякина Г.Н. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2002.
  26. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. Сост.: Орнатская Т.И. и др. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2004.
  27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
  28. Соколов И.И. Иван Егорович Троицкий – «ипат византологов», его ученые труды и историческое значение // Христианское чтение. Т.1. Февраль. 1904.
  29. Феликс Г.А. Гапон и его общественная роль. – СПб., 1906.
  30. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп. 115. Д.430. Л.9.
  31. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.97. Д.46. Л.18.
  32. Шемякина С.И. Св. Иоанн Кронштадтский и семья Несвицких // Свято-Иоанновские чтения. Церковно-научная конференция. Вып.1. – СПб.: Изд-во Леушинского подворья, 2001.

Информация об авторах

Горянов Константин, Архиепископ Тихвинский

Метрики

Просмотров

Всего: 1245
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 551
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3