Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема формирования эмпатии * 2538

Карягина Т.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kartan18@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы формирования и развития эмпатии в профессиональной деятельности психолога. В работе представлены взгляды К. Роджерса и его последователей на исследуемый феномен, а также предпринята попытка автора рассмотреть развитие эмпатии как высшей психической функции в русле культурно-исторического подхода. Психотехническое развитие профессиональной эмпатии консультанта/психотерапевта рассматривается на примере обучения на начальных ступенях системы понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка.

Ключевые слова: эмпатия, психотерапия, консультирование, интериоризация, опосредствование, произвольность

Рубрика: Методология, теория, исследования

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант № 07-06-00477а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В работе, опубликованной в предыдущем номере журнала, мы рассмотрели основные философские и научные контексты изучения эмпатии с целью увидеть этот феномен как «фигуру на фоне» актуальных проблем современной науки. При этом особое внимание было уделено обзору наиболее спорных и трудных для теории эмпатии вопросов, разрешение которых, по мнению автора, возможно, если анализировать исследуемое понятие с позиций культурно-исторического подхода в контексте консультирования и психотерапии. На наш взгляд, именно задача развития и формирования эмпатии, вытекающая из нужд психологической практики, способна стать точкой роста данной теории.

Эмпатия в гуманистической психологии К. Роджерса и его последователей

Понятие эмпатии прочно утвердилось в психологии в середине ХХ века благодаря развитию психотерапии и, в первую очередь, взглядам К. Роджерса на данный феномен как на состояние, процесс и «способ бытия с Другим». Эмпатия означает «войти в личный мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» [Роджерс, 2002, с. 429-430].

Хотя наиболее распространенной точкой зрения является признание вклада Карла Роджерса в понимание эмпатии, существует мнение о недостаточном внимании исследователя непосредственно к «теории эмпатии» и использовании им данного понятия лишь в качестве термина, обозначающего особый способ бытия с другим — безоценочного, принимающего понимания Другого «как если бы ты этот Другой» [Hakansson, 2003; Курпатов, 2007].

Такой подход кажется нам неверным по двум причинам. Во-первых, К. Роджерс, с нашей точки зрения, наиболее полно воспринял и вобрал всю глубину, широту и многообразие смыслов эмпатии в психологии и философии. Во-вторых, несмотря на действительное отсутствие у К. Роджерса, Х. Кохута и других терапевтов собственно «общепсихологической» теории эмпатии, их обоснование ее роли в психотерапии и личностном развитии, описание эмпатии как метода психотерапии на разных уровнях (процесс, установка, навык, способ бытия с клиентом) имплицитно содержат все необходимые «знания» и позволяют воссоздать эту теорию. Выделим некоторые аспекты описываемого К. Роджерсом феномена.

 Возведение эмпатии психотерапевта в ранг «способа бытия» с клиентом подразумевает наличие глубинной установки на особое отношение к клиенту, наличие особого профессионального мировоззрения. Роджерс подчеркивает принцип глобального доверия к человеку, который «в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трех условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата» [Роджерс, 2001, с. 48]. Эти условия — эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.

Литература
  1. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 45–53.
  2. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 24–33.
  3. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. Т.1. 1993. № 2. С. 57–64.
  4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  5. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера. М.: «Когито-центр», 2005.
  6. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, «Смысл», 2003.
  7. Василюк Ф.Е.(а) Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2007.
  8. Василюк Ф.Е.(б) Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3–14.
  9. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27–37.
  10. Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте. СПб.: РАТЭПП, 1998.
  11. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000.
  12. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа, 1995.
  14. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993, № 4. С. 61–68.
  15. Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2003. С. 53–61.
  16. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru
  17. Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru
  18. Карягина Т.Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии // «Психология общения – 2006: на пути к энциклопедическому знанию»: материалы международной конференции 19–21 октября 2006. Психологический институт РАО. М.: Академия имиджелогии, 2006, с. 373–380.
  19. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т.1 / под ред. А.В. Рассохина. М.: Институт психологии РАН, 2000.
  20. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций // Вопросы психологии. 2000, № 3. С.49–56.
  21. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения: теория и практика эмпатии. М.: Олма-Пресс, 2007.
  22. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1992.
  23. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  24. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68–73.
  25. Папуш М.Ю. Психотехника экзистенциального выбора. [Электронный ресурс]. URL: http:// psylib.org.ua/books/papus01/txt23.htm
  26. Психология. Словарь // под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  27. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С.48–58.
  28. Роджерс К., Мидор Б. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.psyjournal.ru
  29. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428–430.
  30. Роджерс К. Роджерс, Кохут, Эриксон: Личный взгляд на некоторые сходства и различия. [Электронный ресурс] URL: http://mary1982.narod.ru/rogers2.html
  31. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений. [Электронный ресурс]. URL: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156852&s=
  32. Щукина Ю.В. Функции супервизии в обучении методу понимающей психотерапии. [Электронный ресурс]. URL: http://www. pk.mgppu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=269&Itemid=128
  33. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyjournal.ru
  34. Barrett-Lennard, G.T. 1981. The empathy cycle: Refinement of a nuclear concept. Journal of Counseling Psychology. 28: 91–100.
  35. Goldstein, A.P. and Michaels, G.Y. 1985. Empathy: development, training, consequences. New Jersy – London.
  36. Gordon, T. 1970. Parent effectiveness training. Penguin books Canada Limited, Markham, Ontario.
  37. Gordon, T. 1974. Teacher effectiveness training. N.Y.: Peter H. Wyden.
  38. Håkansson, J. Exploring the phenomenon of empathy. Doctoral Dissertation, Stockholm University, 2003. http://www.empathy.se
  39. Patterson, C.H. 1974. Relationship counseling and psychotherapy. Harper&Row Publishers, N.Y.
  40. Rogers, C. 1983. Freedom to learn for the 80's. Columbus, Ohio.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика