Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков 1296

Якимова Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tyackimova@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности интеллектуально одаренных подростков. На основе опыта практической работы и анализа литературных источников сделано предположение о наличии такого вида социально приемлемой поведенческой аддикции, выявленной у интеллектуально одаренных подростков, объектом которой является их познавательная деятельность. Приводятся результаты проведенного автором исследования, позволяющие описать варианты развития интеллектуально одаренных подростков, взаимосвязь особенностей их одаренности с типом семейной ситуации, а также условия и факторы, закрепляющие зависимость ребенка от познавательной деятельности. Предлагаются общие рекомендации по определению путей психологической работы с одаренными детьми и их семьями.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие активно изучается феномен нехимических (поведенческих) аддикций. К настоящему времени создано множество классификаций видов аддикций, в основу которых положены самые разные объекты зависимости [Короленко, 2001; Войскунский, 2004; Котляров, 2006; Егоров, 2007; Акопов, 2008; Griffiths, 1999; Young, 1998 и др.].

Например, А.Ю. Егоров приводит следующую классификацию поведенческих аддикций: гемблиннг, эротические аддикции, «социально приемлемые» аддикции (трудоголизм, спортивные аддикции или аддикции упражнений, аддикции отношений, траты денег, религиозная аддикция или фанатизм), технологические аддикции (интернет-, гаджет-аддикции и т.п.), пищевые аддикции.

Особый интерес в данной классификации представляет выделение группы «социально приемлемых» поведенческих аддикций, возникающих в определенных культурных, исторических, социальных условиях.

Классификации пополняются все новыми видами аддиктивного поведения, и это позволяет предположить, что объектом поведенческой зависимости при определенных условиях может стать практически любая деятельность человека. «По существу получается, что нехимические зависимости покрывают весь спектр поведенческих актов человека, все стороны его жизни» [Егоров, 2007, с. 135].

Определения аддикций, хотя и различаются терминологически в зависимости от научной ориентации исследователей, описывают общую психологическую реальность. Так, Л.М. Додс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [Психология и лечение зависимого поведения, 2000, с. 164].

В.Д. Менделевич (2003) понимает под аддикцией любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим или блокирующим другие деятельности.

Литература
  1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. СПб., 2008.
  2. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007.
  3. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М., 2008.
  4. Психология и лечение зависимого поведения. / под ред. С. Даулинга. М., 2000.
  5. Северный А.А., Зевина О.Г., Зевин Я.М., Клейн Т.П. Проблема отбора одаренных детей в «элитные» школы, или некоторые гипотезы по поводу одаренности // Материалы конференции «Uzdolnienia. Intelektualne i tvorcze». Warszawa., 1998.
  6. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. М., 1997.
  7. Юркевич В.С. Работа психолога с одаренными детьми и подростками // Одаренный ребенок. 2004. № 2.
  8. Якимова Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика