Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Случай школьной дезадаптации в психоаналитическом контексте 1187

Исаенко О.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Крымского факультета Запорожского национального университета , Симферополь, Украина, oisaenko@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются возможности индивидуальной игровой терапии с детьми. На примере конкретного случая «игры с песком» анализируется регрессивная динамика (смена регрессивных сюжетов) в соотношении с агрессивной феноменологией. Особенное внимание уделяется переносу и контрпереносу в детской психотерапии. Обобщаются трансферентные феномены, описываются особенности трансферентных отношений, связанные со спецификой данного метода в условиях ограниченной терапевтической интервенции. Автор обращает внимание на повторяемость конфликтных сюжетов и особенности их истощения в игре как позитивную терапевтическую динамику. Обсуждается ценность латентного диалога между терапевтом и ребенком в песочной терапии как опоры для достижения более глубоких регрессивных уровней в процессе преодоления травматических ситуаций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

При организации детской терапии по-прежнему актуальным является вопрос о выборе индивидуальной или групповой формы работы. Краткосрочные сфокусированные тренинговые программы вполне уместны в профилактических целях и при коррекции незначительных отклонений детского развития. Такие программы являются привлекательными, прежде всего, в рамках школьной психологической службы, поскольку дают возможность обеспечить психологическую поддержку большему числу детей. Все же процесс полноценного неускоренного созревания границ детского эго, в случае обращения за психологической помощью, может быть обеспечен только длительной индивидуальной игровой терапией.

Теоретические и эмпирические основы игрового подхода были заложены в работах А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотта (детский психоанализ), Д. Калфф, Дж. Аллана (юнгианский анализ, игры с песком), В. Оклендер (гештальт-ориентированный подход), В. Экслайн (терапия центрированная на клиенте), А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (отечественная традиция).

Эволюция метода – от примитивной игры в качестве коррекционного приема до игровой терапии как таковой – включает в себя: обозначение целей и функций игры, выделение коррекционных механизмов и правил организации, описание стадий процесса, описание игровой комнаты и ее оснащения, классификацию игрового поведения, регуляцию терапевтических интервенций, критерии эффективности, требования к профессиональной компетентности игротерапевта [Осипова, 2000; Аллан, 1997; Спиваковская, 1999; Грабенко, Зинкевич-Евстигнеева, 1998; В. Оклендер, 1997; Мэнхен, 2002][1].

При этом многие авторы в рамках игрового подхода уделяют в той или иной степени внимание детскому агрессивному поведению. Это может проявляться в выделении специальных психологически защит – «идентификация с агрессором» [А. Фрейд, 1993], в описании этапов работы с детским гневом [В. Оклендер, 1997], во включении в оборудование детской комнаты игрушек, помогающих отреагировать агрессию, в описании агрессивных стадий в развитии игры [Осипова, 2000; Аллан, 1997].

Особенный интерес при проведении детской терапии представляют трансферентные отношения, т.е. более тонкие, латентные механизмы коммуникации в сравнении с такими «техническими» параметрами процесса как организация игры и интерпретация. В коррекции агрессивного поведения эти отношения обычно не учитываются, в то же время именно перенос представляет богатую феноменологию агрессии на фоне регресса к ранним периодам формирования детского эго.

Поэтому целью данной работы является описание особенностей трансферентных отношений в игровой терапии, иллюстрация этих особенностей конкретным случаем из аналитической практики, а также демонстрация возможностей такого подхода в коррекции агрессии как адаптивного механизма.



[1] Разные методологические подходы рассматриваются как разные координатные сетки, наложение которых на полученный материал структурирует и обогащает его, развивая профессиональную рефлексию. В юнгианском анализе такой технический прием носит название амплификации, когда сюжет (сновидения или фантазии) обогащается за счет различных культурных событий (мифы, сказки, художественная литература, картины, фильмы, пословицы и т.п.).

При этом они не обязательно связаны между собой, их цель – расширить смысловой контекст, что помогает разрешить проблемную ситуацию. В данном случае при описании процесса игры автор использует различные методологические метафоры с целью – расширить профессиональное смысловое поле, обогащая контекст (понимание) того или иного феномена детского развития в игровой терапии.

Литература
  1. Аллан Джон. Ландшафт детской души. СПб.: ЗАО «Диалог», Мн.: ИП «Лотаць», 1997.
  2. Винникотт Д.В. Ненависть в контрпереносе // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999гг.). М.: Академический Проект, 2005. С. 351–365.
  3. Винникотт Д.В. Способность быть в одиночестве // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. N 2. http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.           
  5. Гринсон Р.Р. Теория и практика психоанализа. М.: Когито-Центр, 2003.
  6. Дурас С.Г., Романов И.Ю. Мелани Кляйн в истории психоанализа // Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический Проект, 2001. С. 5–27.
  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000.
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997.
  9. Ракер Г. Значение и использование контрпереноса // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 2. С. 95–144.
  10. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. Т. 1.
  11.  Мэнхен А. О технике детского анализа применительно к разным стадиям развития // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 4. http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ 
  12. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
  13. Хайманн П. О контрпереносе // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999гг.). М.: Академический Проект, 2005. С. 239–247.
  14. Эриксон Г. Эрик. Детство и Общество. СПб.: ООО «Речь», 2000.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика