Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 85Рубрики 51Авторы 7340Ключевые слова 17665 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии "психотерапевт" 838

Махнач А.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва, Россия, a.makhnach@psychol.ras.ru

Аннотация

Автор анализирует психотерапию как профессию и обсуждает вопросы, имеющие отношение к обучению ей специалистов с психологическим образованием. В статье дан обзор актуального состояния проблем, связанных с профессиональным отбором, профессиональной подготовкой и переподготовкой будущих психотерапевтов. Рассматриваются применяемые в мировой практике критерии профессионального отбора: рекомендательные письма, исследовательский опыт, результаты интервью, внеучебная деятельность, опыт работы в учреждениях социальной сферы. Приводятся примеры использования таких методов как интервью, групповая игра, беседа при отборе будущих психотерапевтов в российском вузе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особенностью профессии «психотерапевт» в России является то, что в силу известных социально-экономических причин она не развивалась непрерывно и поступательно, как это происходило на Западе. Это профессия, которой «не повезло» на определенном отрезке отечественной истории, но которая «наверстывает» то, что в иных странах создавалось на протяжении столетия. Во многом этим объясняется то количество вопросов, на которые в настоящее время требуется получить ответ: является ли психотерапия самостоятельной профессией, кто может быть психотерапевтом, какова сфера профессиональной компетенции психотерапевта, какое образование он должен иметь, какими личностными чертами обладать и так далее. Некоторые из перечисленных вопросов, в частности критерии профессионального отбора будущих психотерапевтов и специфика обучения профессии психотерапевта, рассматриваются в данной статье.

Особенности обучения психологов профессии «психотерапевт»

Исторически в СССР психотерапия сформировалась и развивалась в рамках медицины (психиатрии) как субспециальность, и только с 1982г. на базе Ленинградского института усовершенствования врачей стали проводиться специальные двухмесячные курсы по групповой психотерапии, детско-подростковой психотерапии и медицинской психологии для психологов с университетским образованием, работающих в учреждениях здравоохранения [Карвасарский, Ташлыков, 1990]. Некоторые авторы считают, что последипломное обучение и повышение квалификации психологов в области психотерапии может осуществляться только на кафедрах психотерапии и медицинской психологии [Карвасарский, Ташлыков, 1990; Психотерапевтическая энциклопедия, 1998], что, с нашей точки зрения, вполне оправдано, но только отчасти.

Модель обучения психотерапии только в медицинских учебных заведениях не в полной мере отражает сложившуюся в России реальность, в которой появилась и развивается модель обучения психотерапии в учебных заведениях немедицинского профиля. Это, в свою очередь, связано с тем, что до сих пор юридический статус профессии «психотерапевт» (внесение ее в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) не определен и не отражает реальности: психотерапия в России уже давно де факто перестала быть субспециальностью среди медицинских специальностей.

Психотерапевты как с базовым медицинским, так и с психологическим образованием называют эту профессию своей. Существующая до сих пор неопределенность в определении профессии психотерапевта отражается и в том, что в нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя [Михайлова, 2006].

К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. Поэтому следует прояснить различия, относящиеся к определению двух близких понятий: «психотерапия» и «психологическое консультирование». Многие специалисты, занимающиеся психотерапией и/или психологическим консультированием, достаточно легко могут перечислить различия между этими областями знаний, подходами. Существуют несколько сотен определений, согласно которым психотерапия – это медицинская область, согласно другим определениям – область психологических знаний, практики, научных исследований.

Литература
  1. Архангельская В.В. Консультативная психология на пути к научной специальности // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 158–179.
  2. Горобец Н.Л. Специфика профессиограммы деятельности психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии. Дисс. … канд. психол. н. М.: Институт психологии РАН. 2008. 235 с.
  3. Дойрцен-Смит Э.В., Смит Д. Является ли психотерапия самостоятельной научной дисциплиной? // Психотерапия – новая наука о человеке. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 1999. С.30-57.
  4. Каган В.Е. Границы психотерапии // Независимый психиатрический журнал. 1995. Вып. 2. С.11–16.
  5. Карвасарский Б.Д., Ташлыков В.А. Развитие методов подготовки кадров и повышения квалификации в области психотерапии в СССР // Групповая психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера М.: Медицина. 1990. С. 357–365.
  6. Лидерс А., Киртоки А., Вроно Е. и др. Вопросы преподавания системной семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 3. С. 172–195.
  7. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 432 с.
  8. Михайлова Е.Л. Напряжение в сети нормальное (некоторые аспекты психотерапии как социокультурной практики) // Психология. Ж. Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 1. С. 77–81.
  9. Михеев В.А. Профессиональная деятельность как приоритетная ценность и ее формирование у студентов-психологов // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2. 1996. Вып. 2. С. 173–174.
  10. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы / ред. М.М. Кабанов. Л.: Изд-во Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева, 1985. с. 119–126.
  11. Притц А., Тойфельхарт Х. Психотерапия – наука о субъективном // Психотерапия – новая наука о человеке. Екатеринбург: «Деловая книга», М.: «Академический проект», 1999. 397 с.
  12. Психотерапевтическая энциклопедия / ред. Б.Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 1998.
  13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  14. Солдатова Г.У. Психологические механизмы ксенофобии // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 6. С. 5–17.
  15. Сосланд А.И. Психотерапия в сети противоречий // Психология. Ж. Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 1. С. 46–67.
  16. Магистерская программа «Исследование, консультирование и психотерапия личности» факультета психологии Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики // [Электронный ресурс] URL: http://psy.hse.ru/research_person/ (дата обращения: 1.05.2011)
  17. Шадриков В.Д. Магистры психологии: возможности выбора и перспективы роста. // [Электронный ресурс] URL: http://psy.hse.ru/research_person/news/8232901.html (дата обращения: 1.05.2011)
  18. American Association for Marriage and Family Therapy. Code of Ethics [Электронный ресурс] URL: http://www.aamft.org/resources/LRMPlan/Ethics/ethicscode2001.asp (дата обращения: 1.05.2011)
  19. American Psychological Association. 2002. Ethical principles of psychologists and code of conduct. American Psychologist. V. 57. P. 1060–1073.
  20. Boisvert C.M., Faust D. 2003. Leading Researchers' Consensus on Psychotherapy Research Findings Implications for the Teaching and Conduct of Psychotherapy. Professional Psychology: Research and Practice. V. 34. № 5. P. 508–513.
  21. Bosse K. 2006. GPE Program in jeopardy? Monitor on psychology. V. 37. № 10. P. 40–41.
  22. Clausen P., Needham T.L. 1994. Clinical training manual for doctoral degrees in marital and family therapy. Fuller Theological Seminary. Graduate School of Psychology. Division of Marriage and Family.
  23. Holzman L.A., Searight H.R., Hughes H.M. 1996. Clinical Psychology Graduate Students and Personal Psychotherapy: Results of an Exploratory Survey. Professional Psychology: Research and Practice. V. 27. № 1. P. 98–101.
  24. Jordan K., Makhnach A. 2005. Russia – mental health care: then and now. Family Therapy Magazine. № 1. P. 33–37.
  25. Korman M. 1974. National conference on levels and patterns of professional training in psychology. American Psychologist. V. 29. P. 441–449.
  26. Norcross J.C., Hanych J.M., Terranova R.D. 1996. Graduate study in psychology: 1992–1993. American Psychologist. V. 51. № 6. P. 631–643.
  27. Pate W.E. 2001. Analyses of data from graduate study in psychology: 1999–2000. APA research office, 2001. [Электронный ресурс] URL: http://research.apa.org/grad00contents.html#adm (дата обращения: 1.05.2011)
  28. Radeke J.T., Mahoney M.J. 2000. Comparing the personal lives of psychotherapists and research psychologists. Professional Psychology: Research & Practice. V. 31. № 1. P. 82–84.
  29. Raimy V.C. 1950. Training in clinical psychology. N.Y.: Prentice-Hall.
  30. Snepp F.P., Peterson D.R. 1988. Evaluative Comparison of PsyD and PhD Students by Clinical Internship Supervisors. Professional Psychology: Research and Practice. V. 19. № 2. P. 180–183.
  31. Stoup C.M., Benjamin L.T. 1982.Graduate study in psychology, 1970–1979. American Psychologist. V. 37. P. 1186–1202.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика