Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Семантика цвета и межкультурная компетенция в психологическом консультировании 1691

Кудрина А.В., аспирант (соискатель) кафедры индивидуальной и семейной психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, alyonakudrina@gmail.com

Аннотация

Проведено кросс-культурное исследование по реконструкции семантических пространств основных цветов в трёх разноязычных культурах. В статье представлены результаты исследования и обозначена их значимость для межкультурной компетенции психологов-консультантов и психотерапевтов. В основу реконструкции положены литературные данные и данные эмпирического исследования (ассоциативный эксперимент), проведенного на англоязычной, русскоязычной и немецкоязычной выборках (всего 456 человек в возрасте от 20 до 65 лет). Полученные данные согласуются с гипотезой о схожести значений для разных культур в ядре семантического пространства и наличии на его периферии культурно-специфических значений цвета, отражающих культурно-историческое развитие каждого народа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Консультирование, как и любая деятельность человека, происходит в культурном контексте. Последние несколько десятилетий тематика межкультурной компетенции в консультировании находится в центре пристального внимания исследователей и практикующих психологов, консультантов и психотерапевтов в Европе, США и во многих других странах мира, но, к сожалению, не в России.

Одной из причин такого внимания к этой проблеме является растущее демографическое разнообразие, как в США, так и в Европе, а также всемирная глобализация и интеграция культур. Pedersen [15] предложил считать культурное многообразие «четвертой силой» в консультировании после психодинамической, бихевиоральной и гуманистической моделей. Перспектива культурного многообразия включает в себя измерения, которые являются уникальными для отдельной культуры, а также универсальные измерения, которые разделяются всеми культурами. Цвет как феномен принадлежит именно к этому последнему измерению.

Структура межкультурной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знания о родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной культуры (Sue, Arredondo and Mc Davis, 1992) [15, 16].

Как отмечает М. Чебаро (2006), «специалисты в области психического здоровья – арт-терапевты, психиатры и психологи – часто склонны использовать одни и те же модели интерпретации содержания изобразительной продукции при работе со всеми клиентами, в том числе с теми, кто имеет иное культурное происхождение. Терапевты склонны игнорировать особенности таких клиентов, обусловленные их этнической и социальной принадлежностью» [1, с. 54]. Ориентируясь только на традиционные академические представления, терапевт может поставить неверный диагноз, т.к. часто специалисты не обращают внимания на национальные особенности клиентов, характерные для их культуры системы ценностей, вероисповедание и язык. М. Чебаро в своей статье «Кросс-культуральные исследования в изобразительном искусстве и психотерапии» приводит множество таких примеров [1, c. 59].

Так, тест «Человек под дождем», позволяющий выявить способы психологический защиты от стресса, используемые клиентом, будет иметь ограниченную диагностическую ценность в работе с клиентами-выходцами со Среднего Востока и из Северной Африки. Т.к. дождь в этих регионах выпадает редко, то он воспринимается там как великое благо, его встречают с большой радостью и считают, что дождь приносит богатство. Таким образом, дождь вовсе не ассоциируется у жителей этих мест с психическим напряжением или с чем-то, от чего необходимо защищаться. Очевидно, что если бы выходец из Саудовской Аравии или Египта нарисовал человека, танцующего под дождем (что нередко делают местные жители), то арт-терапевт или консультант европейского или американского происхождения истолковал бы его рисунок неверно. Только специалист, обучение которого проводилось с учетом представлений о межкультурной компетенции консультанта, может избежать подобных ошибок.

Литература
  1. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И.Копытина. М.: «Когито-Центр». 2006. Чебаро, Стоун.
  2. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М., 1987.
  3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  4. Голубь Л.А. Сквозные мотивы языковой картины мира. М., 2007.
  5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
  6. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. М., 2001.
  7. Мишенькина Е.В. Национально-специфическая характеристика концепта «свет-цвет» в русской и английской лингвокультурной картине мира. М., 2006.
  8. Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте. М., 1994.
  9. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., 2004.
  10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  11. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
  12. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
  13. Cheung Fanny M. January 2000. Deconstructing Counseling in a Cultural Context. The Counseling Psychologist, Vol. 28, No 1, p. 123–132.
  14. Pedersen Paul B. July 2003. Culturally Biased Assumptions in Counseling Psychology. The Counseling Psychologist, Vol. 31, No 4, p. 396–403.
  15. Reynolds Amy L. November 2001. Multidimensional Cultural Competence: Providing Tools for Transforming Psychology. The Counseling Psychologist, Vol. 29, No 6, p. 833–84.
  16. Sue Derald Wing Multidimensional Facets of Cultural Competence. The Counseling Psychologist, Vol. 29, No 6, November 2001, p. 790–821.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика