Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 85Рубрики 51Авторы 7331Ключевые слова 17604 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Включенная супервизия как супервизия par excellence 933

Орлов А.Б., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Высшей школы экономики, Москва, Россия, aorlov@hse.ru
Орлова Н.А., кандидат психологических наук, сотрудник психологического центра "Триалог", Москва, Россия, orlova@trialog.ru

Аннотация

В данной статье проблематизируются устоявшиеся представления о супервизии. Авторы высказывают мнение о том, что собственно супервизией является только включенная супервизия, предполагающая явное участие супервизора в психотерапевтической ситуации. Описываются основные причины, приводящие к неспецифическим функциям супервизора. Рассматриваются основные супервизионные феномены. Предлагается специфическое понимание супервизии в рамках авторского триалогического подхода к психотерапии и психологическому консультированию.

Ключевые слова: супервизия, триалогический подход

Рубрика: Тема номера

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение: дефиниция

Супервизия (лат. supervidere – обозревать сверху) – один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования и психотерапии; «наиболее быстрый и надежный способ вхождения в профессию психотерапевта» [Психотерапия, 2007, с. 655]; специфическая форма «консультирования терапевта более опытным коллегой», цель которой – «совершенствование знаний и профессиональных навыков психотерапевта» [Бурлачук, Кочерян, Жидко, 2007, с. 105].

Берлинско-венская и будапештская школы супервизии

Практика супервизии начала оформляться в рамках психоаналитической традиции в 30-е годы прошлого века в результате кризиса в сфере психоаналитического образования, обусловленного, с одной стороны, резким увеличением числа обучающихся психоанализу, и, с другой стороны, необходимостью большей структурированности процесса обучения [Джейкобс, Дэвид, Мейер, 1997, с. 22-25].

По мере осознания необходимости продолжительной клинической стажировки будущих психоаналитиков, неизбежно встал вопрос о супервизорском контроле за такого рода стажировкой. Начиная с 1924г., супервизия была официально признана необходимой составной частью подготовки кандидатов в психоаналитических институтах. И хотя организационно в Берлинском психоаналитическом институте супервизия была отделена от курса психоанализа, который проходил кандидат, по своему смыслу она оставалась формой обучения психоанализу. Впоследствии в большинстве психоаналитических институтов начала применяться именно данная педагогическая (венско-берлинская) модель супервизии, в которой личный психоанализ и работа под руководством супервизора были отделены друг от друга в качестве различных этапов и форм обучения психоанализу. В качестве разработчиков данной модели супервизии выступали такие известные психоаналитики как К. Хорни, Ф. Александер, К. Абрахам, Г. Зиммель и др.

Одновременно с венско-берлинской моделью супервизии получает развитие будапештская (венгерская) модель, в которой основной функцией супервизора является не обучение, а психотерапия. В отличие от своих коллег, С. Ференци и О. Ранк полагали, что супервизорский анализ является естественным продолжением личного психоанализа стажеров.

Необходимо отметить, что в рамках психоанализа дискуссия между адептами двух данных моделей супервизии, двух разных подходов к проведению супервизии (дидактического, авторитарного и психотерапевтического, коллегиального) продолжается вплоть до настоящего времени, что обусловлено принципиальным несовпадением задач супервизора как обучающего психоаналитика и супервизора как психоаналитика-психотерапевта [Там же. С. 26-34].

Разделение собственно анализа и супервизии в истории юнгианского движения заняло более длительное время. В 1920-1930гг. для юнгианцев «подготовка» означала прохождение личностного анализа у К.Г. Юнга с параллельным посещением его семинаров и консультаций по поводу отдельных клинических случаев, что можно рассматривать как неформальную супервизию. Вопрос о «готовности стажера к прохождению клинической практики решал сам Юнг» [Mattoon, 1995, р. 30]. В 1958г. была основана Международная ассоциация аналитической психологии (МААП) и только в 1962г. были приняты правила, требовавшие от ее членов прохождения супервизии на протяжении 18 месяцев. В 1971г. было введено новое требование, согласно которому супервизия должна была составлять 50 часов, а в 1983г. – 100 часов [Там же. Р. 34].

Литература
  1. Байярд Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток (Руководство практического психолога). М.: Академический проект, 2008.
  2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Институт психотерапии, 2003.
  3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  4. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преподавателей психодинамической психотерапии и психоанализа. СПб.: Б.С.К., 1997.
  5. Кириллова Е.И., Орлов А.Б. Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса (случаи Герберта, Глории и Джен) // Консультативная психология и психотерапия, 2010, № 4.
  6. Макаров В.В. Психотерапия нового века. М.: Академический проект, 2001.
  7. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 5-19.
  8. Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М.: РПО, 1998. С. 172-173.
  9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002а.
  10. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии, 2002б, № 3. С.3-19.
  11. Психотерапия: Учебник. 3-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2007.
  12. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002.
  13. Супервизия супервизора. Практика в поисках теории / под ред. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. М.: Когито-центр, 2006.
  14. Уильямс Э. Вы — супервизор...: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: Класс, 2001.
  15. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, Речь, 2002.
  16. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.
  17. Шекеди И., Дрейер К., Кехеле Х. Супервизия – сложный инструмент психоаналитической подготовки // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4.
  18. Bernard J.M., Goodyear R. 1992. Fundamentals of Clinical Supervision. Boston: Allyn&Bacon.
  19. Borders L.D. (Ed). 1994. Supervision: Exploring the Effective Components. Greensboro: University of North Carolina.
  20. Carroll M. 1996. Counseling Supervision; Theory, Skills and Practice. London: Cassells.
  21. Carrol M., Holloway E. (Eds.). 1999. Counseling Supervision in Context. London: Sage.
  22. Driver C., Martin E. (Eds.). 2002. Supervising Psychotherapy. London: Sage.
  23. Dryden W., Thorne B. (Eds.). 1991. Training and Supervision for Counseling in Action. London: Sage.
  24. Feltman C., Dryden W. 1994. Developing Counseling Supervision. London: Sage.
  25. Holloway E. 1995. Clinical Supervision: A system Approach. Beverly Hills: Sage.
  26. Holloway E., Carrol M. (Eds.). 1999. Training Counseling Supervisors. London: Sage.
  27. Houston G. 1990. Supervision and Counseling. London: Rochester Foundation.
  28. Inskipp F., Proctor B.1993. The Art, Craft & Tasks of Counseling Supervision. Part 1: Making the Most of Supervision. Twickenham: Cascade Publication.
  29. Inskipp F., Proctor B. 1995. The Art, Craft & Tasks of Counseling Supervision. Part 2: Becoming of Supervisor. Twickenham: Cascade Publication.
  30. Jacobs M. 1996. In Search of Supervision. Buckingham: Open University Press.
  31. Kadushin A. 1992. Supervision.in Social Work. New York: Columbia University Press.
  32. Langs R. 1994. Doing Supervision and Being Supervised. London: Karnac Books.
  33. Martindale B., Morner M., Rodriquez M.E.C., Vidit J. 1997. Supervision and its Vicissitudes. London: Karnac Books, 1997.
  34. Mattoon M.A. 1995. Historical Notes / In: Kugler P. (Ed.) Jungian Perspectives on Clinical Supervision. Einsiedeln: Daimon.
  35. Morrison T. 1993. Staff Supervision. in Social Care. London: Longman.
  36. Page S., Wosket V. 1994. Supervising the Counsellor: A Cyclical Model. London: Routledge.
  37. Pritchard J. (Ed.). 1995. Good Practice in Supervision. London: Jessica Kingsley.
  38. Sharpe M. (Ed.). 1995. The Third Eye: Supervision of Analytic Groups. London: Routledge.
  39. Shipton G. 1997. Supervision of Psychotherapy and Counseling: Making a Place to Think. Buckingham: Open University Press.
  40. Shulman L. 1993. Interactional Supervision. Washington, DC: NASW Press.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика