Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 86Рубрики 51Авторы 7385Ключевые слова 17765 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Введение в экзистенциальную психодраму 845

Лорэн К., профессор клинической и патопсихологии университета г. Реймс (Франция), клинический психолог в психиатрической больнице Сент-Анн, Париж. , Париж, Франция

Аннотация

В данной статье представлен фрагмент книги К. Лорэна «Исцеление терапевтическим театром. Опыт экзистенциальной психодрамы». В ней автор утверждает, что такое исцеление возможно, и показывает, как и с помощью чего оно происходит. Лорэн предлагает различные методы, например, инсценировки проектов будущего, которые конкретизируют жизненные цели, поставленные человеком. Проигрывание небольших пьес по индивидуальным сценариям служит инструментом, позволяющим вживаться в желаемые роли. Новые направления и перспективы, открываемые методом Лорэна, помогают справиться со страхом существования, опасением навсегда остаться узником пережитых в детстве травм. Они дают человеку возможность стать более свободным не только в выборе своего будущего, но также в выборе образа самого себя, т.е. не считать себя заключенным в рамки одного-единственного, предсказуемого и окончательно определенного персонажа. Ролевые игры заимствованы автором из частного театра, где стирается боязнь будущего, устаревшие родительские запреты, предписания и претензии, которые искажают наше настоящее, бури и мрак, абсурдные страхи, мешающие нам быть счастливыми. Правила и принципы экзистенциальной психодрамы проиллюстрированы в книге описанием десяти конкретных случаев.

Ключевые слова: психодрама, практико-активное, практико-инертное

Рубрика: Мастерская и методы

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экзистенциальная психодрама – одна из форм терапевтического театра, созданная под влиянием активной техники, предложенной одновременно Ш. Ференци в психоанализе и Я. Морено в практике, которую он сам назвал «шекспировской». Однако главной теоретической идеей, на которую я мог бы сослаться, – идеей, объясняющей основную интенцию моей практики, – остается «Экзистенциальный психоанализ»: именно так озаглавлена вторая глава четвертой части книги Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто». В 1943 году Сартр выдвигает новаторскую идею, что прошлое индивида не определяет его целиком и что его тревоги могут быть вызваны грядущим событием, а не обязательно какой-либо травмой, имевшей место в прошлом. Для излечения достаточно было бы вызвать эмоциональную реакцию на прошлое в ходе психоаналитического сеанса, используя силу катарсиса мореновской или психоаналитической фрейдовской психодрамы.

Далее я подробно остановлюсь на этой позиции. Однако важно изначально понять, что каждый человек, даже находящийся в трясине и мраке своих внутренних переживаний, должен рассматриваться как свободный субъект, способный, благодаря различным воображаемым сценариям, создавать новый образ себя – такого себя, который будет в корне отличаться от того, кем человек является сейчас, и всегда опережать себя сегодняшнего. Это становится возможным в том числе благодаря поддержке группы, организованной вокруг руководителя игры, на еженедельную помощь которого он может рассчитывать.

Практико-инертное – это всё то, что иссушает надежды, вынуждает отступить. Это прошлое индивида, его неудачи, узость его взглядов, его провалившиеся проекты, увиливание от действий, убогость его ностальгий, его бессилие, клейкость воспоминаний, его страсти и травмы, напрасные стенания. Мы, конечно же, работаем с этой тянущейся из прошлого материальностью, которая субъективно сдерживает индивида, мешает ему продвигаться вперед и создавать новые ситуации, принуждает его бесконечно воспроизводить одно и то же. Практико-инертное – это также есть область возможного, которое пугливые называют невозможным до тех пор, пока им не удастся избавиться от своих страхов на подмостках терапевтического театра.

Практико-активное – это пылкость и прозорливость открывающихся в будущем возможностей, новое существо и щедрое сердце, это энтузиазм, увеличивающий ценность вещей и заставляющий вас широко распахнуть глаза, это будущее с его необузданными радостями, о котором идет речь в «Критике диалектического разума» Ж.-П. Сартра. Мы увидим, что именно «практико-активное» позволяет Густаву Флоберу -этому простофиле, этому глупцу, этой бездарности, одним словом – этому «идиоту в семье», которому Сартр посвятил около 3000 страниц, взять на себя желанную роль, которая сделала из него одного из величайших прозаиков XIX века. Что же касается многочисленных томов «Ситуаций»[1], они нам будут весьма полезны для создания множества ситуаций в экзистенциальной психодраме.

Как указал Патрик Конрат [Conrath, 1990], экзистенциальная психодрама, которую я практикую на протяжении более 30 лет с детьми и подростками, а теперь также и со взрослыми, является театром свободы. Мы с пациентами свободно составляем сценарии будущих жизненных выборов и ролей, которые они зачастую считают себя неспособными воплотить. Чувствует ли больной человек свою одержимость?

Экзистенциальная психодрама может позволить ему вернуть самообладание путем проигрывания «проектов» (серии сценариев), которые могут быть определены в результате проигрывания на сцене; это требует долгого времени и большой энергии. Театр свободы должен дать почувствовать каждому пациенту, что он полностью ответственен, конечно же, не за мелкие жизненные случайности (такие как опоздание поезда или отключение электричества), но за глубинный смысл своего существования в прошлом, настоящем и будущем. Экзистенциальная психодрама априорно отрицает наличие, к примеру, какой бы то ни было психотической природы, которая могла бы обречь того или иного пациента на восприятие себя как необратимо и неизлечимо больного.

Упоминает ли он о травматичном прошлом, плохих родителях, прогнившем обществе – ничто не может быть абсолютно детерминированным. Я встречал пациенток, в детстве подвергшихся насилию и ставших на некоторое время гетерами, а впоследствии, благодаря игре, сумевших найти мужей, относящихся к ним с уважением, завести детей и, в целом, устроить жизнь по своему вкусу. Я излечивал страдавших анорексией [Lorin, 2007], создавая во время психодраматической сессии сценарии (легко возникающие в группе стажеров-психологов), противодействующие роковой судьбе и, тем самым, так называемой «природе», зачастую именуемой также структурой. При помощи сценической игры я лечил пациентов, испытывавших большие затруднения в том, чтобы создать свой желаемый образ в будущем и изменить тот образ, который казался им навсегда заданным. Экзистенциальная психодрама изначально предполагает, что любой пациент свободен в своем желании перестать быть тем, что из него сделали, чтобы дать себе шанс, путем проигрывания множества сценариев, стать тем, кем он решил быть в своем собственном проекте[2]; опорой для этого является театр свободы.

По мере изучения десятков клинических случаев у меня появилось желание различить в этой книге психоаналитическую психодраму (которой я учился у Дидье Анзье, Поля Лемоуана и других преподавателей CEFFRAP[3]) – и экзистенциальную психодраму, которую я практикую в клинике святой Анны в большом зале павильона К, в ведомстве доктора Франсуазы Горог. Мне кажется важным выделить особые способы организации каждого из  элементов, которые отличают друг от друга различные формы терапевтического театра.

1. Вначале я рассмотрю возможности и ограничения, связанные с катарсическим методом работы с событиями прошлого. Довольно часто он приводит пациентов к тому, что они копошатся в своей памяти, как крот в норе. Также я собираюсь обсудить миф о Глубинном Я, отсутствие в традиционном психоаналитическом методе образа будущего и застревание некоторых пациентов на повторении прошлого. В чисто психоаналитическом методе часто происходит так, что прошлое не проходит, а замораживается в «практико-инертном». Этот метод можно было бы «регрессивным».

2. Затем я представлю прогрессивной вариант составления сценариев для сценической работы. Он обладает большой силой благодаря интенсивному течению времени и множеству проектов будущего. Я рассмотрю варианты сопротивления проектированию другой жизни, отличной от уже прожитой и испытанной человеком, динамику симулякров[4] и далеко не полный ансамбль «практико-активных» модальностей времени надежды, которому я ранее дал название «мандариновое время»[5] [Lorin, 2009].

3. Я также представлю теорию операторов терапевтических изменений, базирующуюся на трудах Джона Сеарля по прагматической лингвистике. Этот подход представляется нам более приемлемым для экзистенциальной психодрамы, чем аналогичные работы Остина или Реканати.

4. Наконец, применение различных научных теорий для обоснования продвигаемого мной подхода к психодраме необходимо, хотя и усложняет чтение.



[1] «Ситуации» («Situations») – литературный труд в десяти томах, принадлежащий перу Ж.-П. Сартра  (здесь и далее: прим. перев.).

[2] Проект – ансамбль инициатив, направленных в будущее, которые проигрываются на сеансах и желаемы пациентом, например: увидеться со своими детьми, восстановить контакты с забытыми друзьями, подготовиться к включению в профессиональную жизнь, сделать для себя нечто полезное и т.д.

[3] CEFFRAP – организация, где получают подготовку в области психоаналитической психодрамы.

[4] Симулякр (от фр. simulacres – «образ», «подобие», simulation – «симуляция») – термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации переживаемого состояния. Под действием симуляции происходит «замена реального знаками реального», в результате чего симулякр оказывается принципиально несоотносимым с реальностью напрямую. Применительно к психодраме симулякр – модель реальности, разыгранные пациентом сцены.

[5] «Мандариновое время» автор понимает как время надежды, будущего, которое не является повторением прошлого.

Литература
  1. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Тысяча плато. М.: Астрель, 2010.
  2. Conrath P. 1990. Une nouvelle scène pour le psychodrame. Journal des psychologues 74: 50.
  3. Deleuze G., and Guattari F. 1980. Capitalisme et schizophrénie. Mille plateaux. Paris.
  4. Lorin C. 2007. Un nouveau regard sur l’anorexie. Paris: L’Harmattan.
  5. Lorin C. 2009. Journal d’ un psy rebelled: Le temps des clementines. Paris: L’Harmattan.
  6. Sartre J.-P. 1960. Critique de la raison dialectique. Paris. V. 1.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика