Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Что получает клиент от психотерапевта? 1107

Орлов А.Б., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Высшей школы экономики, Москва, Россия, aorlov@hse.ru
Орлова Н.А., кандидат психологических наук, сотрудник психологического центра "Триалог", Москва, Россия, orlova@trialog.ru
Пермогорский М.С., Москва, Россия, mpermogorskiy@hse.ru

Аннотация

В данной статье авторы, развивая тезис о психотерапевтическом взаимодействии как аконвенциональной социальной коммуникативной практике, отвечают на два вопроса: «Что это за коммуникация, которая не приводит к выдаче совета?» и «Что же тогда дает (если вообще что-то дает) своему клиенту психолог-психотерапевт?». В рамках авторского триалогического подхода к психотерапии и психологическому консультированию основным дифференцирующим параметром психотерапевтичности взаимодействия является степень персонализации-персонификации психических структур участников общения. На основе представлений о пяти уровнях психотерапевтической коммуникации показано, что для психотерапевтического (персонифицирующего) общения характерны примат слушания над говорением и эмоционального содержания (переживаний и чувств) над когнитивным содержанием (сведениями, информацией), а также безоценочность, эмпатичность, конгруэнтность и… заветность; в то время как для конвенционального (персонализирующего) общения, напротив, характерны примат говорения над слушанием и когнитивного содержания над содержанием эмоциональным, оценочность, аэмпатичность, инконгруэнтность и в результате советование.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

 «Опасно спрашивать совета.

Стократ опасней давать совет»

Пауло Коэльо

“I do light up…”

Carl Rogers

Проблема

Система ожиданий человека, обращающегося к психологу за помощью, строится по аналогии с принятой в социуме структурой типовой коммуникации: вопрос – ответ, запрос – совет. В силу этого к психологу, как к любому другому специалисту, приходят за ответом на вопрос и/или за советом на запрос. Однако стоит открыть любой учебник, любое руководство по психологическому консультированию [см., например: Алешина, 2004; Кочюнас, 1999; Мэй, 2002; и др.], как сразу же можно обнаружить, что ни психологическое консультирование, ни психотерапия вовсе не состоят в раздаче советов. В подтверждение этой мысли можно привести множество соответствующих цитат из специальной литературы.

Так, в частности, родоначальник всей современной психотерапии и, следовательно, психологического консультирования, З. Фрейд писал: «Более того, я ручаюсь, что вы заблуждаетесь, допуская, что совет и руководство в делах жизни являются неотъемлемой частью аналитического воздействия. Напротив, мы отрицаем такую роль ментора, насколько это возможно» [цит. по: Мэй, 2002, с. 156].

Реальная психотерапевтическая и консультационная работа психолога-практика с человеком не может быть сведена к выдаче советов, подлинную цену которых так замечательно подметил К. Юнг: «Хороший совет – это сомнительное лекарство, но не особенно опасное из-за малой эффективности» [цит. по: Кочюнас, 1999, с.135].

Взгляды К. Юнга вполне созвучны самым современным представлениям в данной области: «Дать совет намного проще, чем разобраться в корне проблемы, но и результат прямо пропорционален» [«Для чего….», 2011]. Или: «…хотя подобное замечание [совет] может служить целям некоторых форм психологического воздействия…, оно редко оказывается эффективным психотерапевтическим приемом» [Вайнер, 2002, с. 35].

Корифеи экзистенциально-гуманистического направления в области психотерапии и психологического консультирования [Мэй, 2002; Роджерс, 2008; Ялом, 2005] в своих работах приводят многочисленные примеры выдачи совета и того негативного результата, который возникает, если клиент ему следует. «Совет, предложение, давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это за пределами терапевтической ситуации» – таков их общий вывод [Роджерс, 2008, с. 110].

Можно с уверенностью заключить, что оппонирующие друг другу и конкурирующие друг с другом по многочисленным теоретическим и психотехническим вопросам психологические школы сходятся, по крайней мере, в одном: совет не является ни итогом психотерапевтического взаимодействия, ни его инструментом. Тому есть несколько причин:

  • советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию клиента и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему, увеличивается зависимость от консультанта, что лишь отдаляет самого клиента от окончательных целей консультирования [Алешина, 2004; Роджерс, 2008; Шостром, 2002; Кочюнас, 1999; Вайнер, 2002];
  • злоупотребление советами со стороны терапевта может усилить сопротивление достаточно независимого клиента вплоть до того, что он откажется от продолжения работы [Роджерс, 2008; Шостром, 2002];
  • для дачи «объективного» совета необходимо быть «экспертом в ситуации», учитывать все нюансы, чего терапевт лишен; советы, основанные на неполных или неточных сведениях, не могут претендовать на объективность [Шостром, 2002; Алешина, 2004];
  • прежде чем обратиться к конкретному психологу-консультанту, клиент уже мог получить много противоречивых советов (в том числе и от других консультантов), и еще один совет лишь увеличит его фрустрированность [Кочюнас, 1999; Fischhoff, 1992];
  • предложение советов может быть формой контрпереноса, а потому советы, являясь проекцией взглядов, потребностей, ценностей и способов поведения самого консультанта, не будут соответствовать истинным интересам клиента [Шостром, 2002; Ягнюк, 2000].

В связи с этим континуум жесткости высказываний авторов учебных пособий по психологическому консультированию и психотерапии в отношении советов представлен от минимума[1] до максимума: от высказываний рекомендательного характера вроде «старайтесь не давать советов» [Кочюнас, 1999] и аккуратного «осторожное отношение к советам» [Елизаров, 2003] до императивов «психолог не дает / не должен давать советов» [Роджерс, 2008; Бондаренко, 2001] и однозначного табу – «запрет давать советы» [Алешина, 2004].

Подобное положение дел приводит к фрустрации ожиданий как у клиента, так и у начинающего специалиста-психолога. В самом деле, у врача получают рецепт, у священника – отпущение грехов и наставление, у юриста – консультацию как руководство к действию, а у психолога – обманутые ожидания? Однако выстроенные по аналогии с другими социальными коммуникативными практиками ожидания от психотерапевтического взаимодействия, на наш взгляд, разрушаются именно оттого, что стороны аналогии выбраны стереотипно и неверно, поскольку психотерапевтическое взаимодействие аконвенционально по своей природе и в корне отличается от других социальных коммуникативных практик.

«Психотерапевтическая практика как независимая область не могла развиваться до тех пор, пока не представлялась как вид специфической помощи, основанной на принципах, отличных от указания [убеждения, совета] и не укладывающихся в рамки причинно-следственной логики… Именно Фрейд, несмотря на все споры вокруг его теории, показал различие между практикой психоанализа и исцелением верой или житейскими советами… Он не дал ни одного совета – пока его клиент был на кушетке» [Karlin, 2002, p. 9]. Эта цитата подкрепляется вескими эмпирическими доказательствами.

Психологи Беверли Гомес-Шварц и Джозеф Шварц (Gomez-Shwarts B. & Shwarts J.) провели оригинальное сравнительное исследование, результаты которого показали, что если профессиональные психологи-консультанты (психотерапевты) во время психотерапевтических сеансов больше концентрируются на важных процессуальных вопросах психотерапии, то помощь отзывчивых, но не имеющих профессиональной подготовки людей заключается в неформальной беседе и выдаче советов [Gomez-Shwarts, Shwarts, 1978]. То есть то, что на поверхностном уровне может быть рассмотрено как внешняя директива-рецепт «не давать советов», на более глубоком уровне понимания сущности психотерапевтического взаимодействия предстает как его внутренняя атрибутивная составляющая. Иными словами, отвечая на вопрос: «Почему психолог не дает советов?», мы оказываемся перед двумя другими вопросами: «Что это за коммуникация, которая не приводит к выдаче совета?» и «Что же тогда дает (если вообще что-то дает) своему клиенту психолог?».


[1] Есть также мнения, что советовать все-таки допустимо, особенно на начальных этапах консультирования, так как это вполне органично жанровой природе разговора, и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным [см., например: Копьев, 1991].

Литература
  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Класс», 2004. 204 с.
  2. Байярд Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток (Руководство практического психолога). М.: «Академический проект», 2008. 107 с.
  3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. М.: «Класс», 2001. 336 с.
  4. Вайнер И. Основы психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  5. Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ – методология субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 7. № 3. 2010. С. 89–120.
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.
  7. Для чего нужны специалисты в психологии и психотерапии? [Электронный ресурс] // Психология и психотерапия [сайт]. URL: http://gestalt-psychology.blogspot.com/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 02.11.2011).
  8. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
  9. Копьев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1991. 18 с.
  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: «Академический проект», 1999. 240 с.
  11. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. М.: «Аспект Пресс», 2009. 255 с.
  12. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: «Класс», 2001. 480 с.
  13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: «Эксмо-Пресс», 2002. 256 с.
  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: «Азбуковник», 1999. 944 с.
  15. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5–19.
  16. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии, 2002а. № 3. С. 3–19.
  17. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: «Академия», 2002б. 272 с.
  18. Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / Под ред. В.Я. Ляудис, Н.Н. Корж. М.: РПО, 1998. С. 172–173.
  19. Орлов А.Б., Орлова Н.А. Включенная супервизия как супервизия par excellence // Консультативная психология и психотерапия, 2011. № 4. с. 5–24.
  20. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, 3-е изд., перераб.и доп. СПб.: «Питер-Юг», 2006. 944 с.
  21. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 3. С.69–74.
  22. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48–-58.
  23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. 512 с.
  24. Струговщикова О.В. Проверено на себе (мой клиентский опыт е-терапии) // Психологическое консультирование Онлайн, 2010. № 3. С. 96–103.
  25. Хайдеггер М. Творение и истина // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: «Гнозис», 1993. 464 с.
  26. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: «Ad Marginem», 1997. 452 с.
  27. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. М.: «Эксмо-Пресс», 2002. 623 с.
  28. Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. Электронный журнал. 2000. №3. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20000303 (дата обращения: 02.11.2011).
  29. Ялом И. Дар психотерапии. М.: «Эксмо», 2005. 352 с.
  30. Fischhoff B., 1992. Giving Advice: Decision Theory Perspectives on Sexual Assault: American Psychologist. Vol. 47 (4). 577–588.
  31. Gomes-Schwartz B., Schwartz J., 1978. Psychotherapy process variables distinguishing the «inherently helpful» person from the professional psychotherapist: Journal of Counseling and Clinical Psychology. Vol. 46 (1). 196–197.
  32. Karlin R., 2002. Advice and Consent: Demand Characteristics, Ritual, and the Transmission of Practical Wisdom in the Clinical Context // Prevention & Treatment. Vol. 5 (1). http://journals.apa.org/prevention/ (accessed November 2, 2011).
  33. Sartre J.-P. L'existentialisme athée http://www.philo5.com/Les%20philosophes%20Textes/Sartre_L%27EnferC%27EstLesAutres.htm#_1 (accessed November 2, 2011).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика