Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт внимания * 723

Сурожский Антоний, кандидат богословия, Лондон, Великобритания

Аннотация

Автор рассматривает внимательную жизнь по совести не в категориях морали, а как путь к целостности: внутренней и жизненной, как основание ответственных отношений с окружающими, как путь возрастания в любви, который в конечном итоге приводит через самоотречение к радости жизни в Боге.

Рубрика: Лица и встречи

Тип: эссе

* Беседы на Рождественском говении для русскоговорящих членов прихода Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, декабрь 1973 г.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Беседа первая

Мы снова собрались сейчас, у преддверия Рождества Христова, для того, чтобы провести один день в говении. «Говение» по-славянски значит «внимание». Благоговение ― это то состояние души, когда все внимание обращено на единственно благое: на Живого Бога, на Его закон, на Его пути, на людей, которых Он любит, на судьбы мира. И наше сегодняшнее говение ― это один день, в течение которого мы хотим быть внимательны, ― внимательны до конца, внимательны со всей правдой, которая живет в наших душах. Быть внимательным в обычной человеческой жизни, в светских отношениях означает состояние, когда человек прислушивается, вглядывается в другого с тем, чтобы предупредить всякое его желание, предотвратить всякое несчастье. Когда перед нами человек больной, увечный, пожилой, внимание заключается в том, чтобы предвидеть то, что может случиться опасного для него; внимание заключается в том, чтобы очень чутким сердцем и умом улавливать то, чего он не смеет иногда сказать по скромности, по застенчивости или просто по бережливости к нам, не желая требовать от нас большего, чем мы готовы дать.

И эти же черты присущи всякому говению, когда мы предстоим перед Богом вместе. Потому что характерное свойство наших говений здесь в том, что мы не в одиночку приходим к Богу. Мы собираемся, чтобы вместе провести один целый день, внимая себе, своей совести, своему сердцу, внимая тому, что Бог нам скажет и в нашем молчании, и в наших словах; внимая и другим с тем, чтобы наша встреча была встречей христиан, т.е. людей, закон жизни которых заключается в том, что им заповедана любовь. Так и проведем этот день ― вместе, в сознании того, что мы собрались здесь во имя Христа, собрались здесь для того, чтобы стать лучше ― в себе, по отношению к Богу, по отношению друг ко другу; и в течение одного дня попробуем выдержать это внимание.

Внимание всегда предполагает встречу лицом к лицу и встречу глубокую, чуткую. Первая встреча, которая должна совершиться в течение этого дня, ― это встреча каждого из нас с правдой, со своей совестью. Христос говорит в Евангелии: Примиряйся с твоим соперником, пока ты еще на пути, как бы он тебя не привел к судье, и судья тебя отдаст истязателям, и не выйдешь ты из тюрьмы, пока не отдашь последней полушки [1]. Отцы Церкви, истолковывая это место, подчеркивали, что противник, соперник, с которым мы должны примириться ― это не дьявол. С дьяволом примирения нет, с силами тьмы не может быть уговора. Этот соперник, который в течение всей жизни идет в ногу с нами, ни днем ни ночью не отстает, который свидетель всему, что мы делаем, знает каждую нашу мысль, каждое наше чувство, который сознает зарождение добра и зла в нас, когда мы еще ни добра, ни зла не приметили в том состоянии отуманенности сердца и ума, которое нам обычно, этот соперник ― наша совесть, которая в течение всей нашей жизни, всего пути людского с нами спорит о правде и о неправде, не дает нам покоя, не дает нам отдыха.

Мы так часто стараемся этого соперника удалить, стараемся не слышать его, а порой стараемся войти с ним в сделку. Но он ни в какие сделки не входит, он пощады не знает, он является тем мечом правды, света, истины, о котором Христос сказал, что Он принес в мир не мир, но меч[2] для разделения света и тьмы, добра и зла, правды и неправды, тот обоюдоострый меч, о котором апостол Павел говорит, что он проникает до разделения души и духа, мозгов и костей[3]; меч, который не допускает никакого смешения между правдой и неправдой, тьмой и светом. Он не знает ложной, временной жалости, за которой последует длительное, а может и вечное, бесплодное сожаление. С этим нашим соперником, который всю жизнь идет вместе с нами, который все знает, который является в нас свидетелем Божиим, рано или поздно мы станем перед судом, и тогда совесть наша станет перед Господом и обличит нас. Об этом нас предупреждают приточные[4] слова Христовы: «Примиритесь с вашим соперником, пока вы еще на пути».



[1] Ср. Мф 5:25-26: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

[2] Ср. Мф 10:34

[3] Ср. Евр 4:12

[4] Притчевые. – ред. выпуска.

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика