Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Другой» как опыт духовности 767

Снегирева Т.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведущая лабораторией Научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО, Москва, Россия, moscowpj@mail.ru

Аннотация

В статье представлен содержательный анализ категории «другой» — одной из основных в гуманитарном дискурсе. Автор рассматривает сходство и различие в понимании этой категории разными авторами, главное внимание уделяя четырем — С.С. Аверинцеву, В.В. Бибихину, А.А. Ухтомскому и Э. Левинасу. В творчестве всех четырех выделяется общая для этих исследователей мысль: «другой» — это опыт духовности. Автора статьи волнует вопрос возможности сочленения психотерапии с подобным опытом. Опираясь на свою практику в области системной семейной терапии, она рассматривает разрешающий потенциал этого психотерапевтического направления: возможна ли интеграция системной модели семейной психотерапии и той идеологии, которую влечет за собой категория «другого» и как отразится этот вживленный «ген» на «генотипе» самой школы?

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Тему «Другого» с полным основанием можно назвать «сквозной темой» минувшего века. На всем его протяжении она с известной периодичностью вновь и вновь оказывалась в фокусе самого глубокого профессионального интереса для целого ряда выдающихся мыслителей, представлявших разные научные школы в психологии и психотерапии и даже разные области знания. В их числе — физиолог А.А. Ухтомский и филолог М.М. Бахтин, психиатры В. Франкл и Ж. Лакан, философы М. Бубер, Э. Левинас и Ж.-Л. Нанси. Нет нужды доказывать теоретическую значимость этих изысканий — она широко известна. Но и личностный смысл, вкладываемый некоторыми из названных выше людей в данную категорию, был столь высок, что в истории психотерапии ей даже, косвенным образом, довелось однажды стать «яблоком раздора», приведя к расколу сообщество австрийских психотерапевтов и одно из наиболее значительных в мировой психотерапии направлений, которое они представляли, а именно логотерапию [Лэнгле, 2002].

Все началось, казалось бы, с незначительного, «дежурного» вопроса. Обсуждалась программа подготовки специалистов в области логотерапии, и кто-то предложил ввести курс самопознания. Совершенно неожиданно предложение вызвало сопротивление со стороны Виктора Франкла, в то время бывшего почетным председателем сообщества. Деятельность самопознания, где субъект становится предметом собственного внимания и пристального изучения, была представлена им в более широком философском и этическом ракурсе. Интересна аргументация Виктора Франкла, в которой отчетливо слышатся темы, несколькими десятилетиями ранее прозвучавшие в нашей отечественной культуре в творчестве А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина.

Теория логотерапии предполагает наличие в структуре личности инстанции, которая выступает носителем духовного измерения человека. Она обозначена как Person. По Франклу, это не что иное, как «свободное в человеке». И как свободное Person в принципе не может быть объективистски зафиксировано, измерено, определено. Любая попытка определить его минует его сущность, поскольку «свободное в человеке» всегда больше, чем себя являет, его нельзя «догнать», оно трансцендентно по отношению к любому опыту, и всегда опережает его. Даже говорить «о нем» нельзя, как подчеркивает Франкл, можно говорить только «к нему». Способность Person к «переходу через себя» Франкл называет самотрансценденцией.

Развивая идею самотрансценденции, он замечает: «Целостным человек является только тогда, когда он полностью отдается какому-либо делу или целиком посвящает себя какому-то человеку (выделено нами). И целиком собой он становится только там, где он себя не замечает и забывает». Хотя Франкл не пользуется термином «Другой», тем не менее, он передает тот же смысл, который преследовал и А.А. Ухтомский, разрабатывая теорию «доминанты» на другом (в его терминологии — на «собеседнике», «лице»).

Далее мы читаем: «Задачей духа не является наблюдать самого себя и самого себя отражать. К сущности человека относится быть упорядоченным и быть настроенным на что-либо или на кого-либо». Как мы видим, дело не только в том, что, занимаясь лишь собой, человек, как это ни кажется парадоксальным, может проскочить мимо себя, но, главное, что это не есть задача духа. Если же в поле зрения держать задачи духа, то большое заблуждение — думать, что их можно решить, оставив в стороне категорию Другого. Казалось бы, кто бы мог усомниться в непреходящей ценности этой, как и многих других, выработанных в данной области идей? Словно прошлый век специально заготовил нам этот «золотой запас» в предвидении, что в нем еще возникнет нужда в веке будущем.

Литература
  1. Аверинцев С.С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 4, с.34-43.
  2. Бибихин В.В. Узнай себя. Санкт-Петербург: «Наука», 1998.
  3. Вили Ю., Фрай Р. и др. Коэволютивный фокус в индивидуальной, супружеской и семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 2, с.131-148.
  4. Витакер К. Полночные размышления психотерапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  5. Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. науч. тр. М., АПН СССР, 1987.
  6. Левинас Э. Гуманизм другого человека // Избранное: трудная свобода. М.: Росспэн, 2004.
  7. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов // Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4, с.150-168.
  8. Маданес К. Достижения в стратегической семейной психотерапии. Рассказы о психотерапии. // Эволюция психотерапии. Т.1. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. с.134-148, 152-172.
  9. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  10. «Terra terrorum» // Ужас реального. СПб.: «Алетейя», 2003.
  11. Ухтомский А.А. Интуиция совести. Санкт-Петербург: «Петербургский писатель», 1996.
  12. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск: «Рыбинское подворье», 1997.
  13. Флоренская Т.А. Диалогические принципы в психологии. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. науч. тр. М., АПН СССР, 1987.
  14. Ясперс К. Философская автобиография. — М.: Изд-во Независимой психиатрической ассоциации, 1995.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика