Pабота с рефлексией в разных направлениях психотерапии и в рефлексивно-деятельностном подходе: попытка сравнительного анализa

2490

Аннотация

Статья состоит из двух основных частей. Первая часть посвящена интерпретации консультативных подходов (когнитивно-бихевиоральная терапия, человеко-центрированная терапия, логотерапия, понимающая психотерапия) с точки зрения того, как ведется в них работа с рефлексией. Речь во второй части статьи идет об организации работы с рефлексией в консультативном процессе, направленном на создание условий для преодоления учебных трудностей. Описан ряд необходимых требований к организации такой работы, специфика развивающей консультативной помощи в опоре на рефлексию.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, консультирование, человеко-центрированная терапия, логотерапия, понимающая психотерапия, рефлексивно-деятельностный подход

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мартынов Е.С. Pабота с рефлексией в разных направлениях психотерапии и в рефлексивно-деятельностном подходе: попытка сравнительного анализa // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 129–148.

Фрагмент статьи

В различных подходах к психологическому консультированию так или иначе затрагивается тема работы с рефлексией клиента. Это явно видно в направлении «понимающая  психотерапия»  (Ф.Е.  Василюк), кроме того, работа с рефлексией клиента ведется и в направлениях, где она не выделяется в отдельную категорию: человеко-центрированный подход (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), когнитивно-бихевиоральная терапия (А. Бек) и др.

Рефлексию мы считаем важным процессом для консультирования. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими (менять при необходимости или конструировать новые).

Опыт консультативной практики  помощи детям в преодолении учебных трудностей с использованием  средств работы с рефлексией накоплен в рефлексивно-деятельностном  подходе (В.К. Зарецкий, М.М. Гордон и др.), где рефлексия является одной из основных катеA горий. Однако ее польза не ограничивается решением познавательных учебных задач (преодолением  учебных трудностей), она имеет отношение и к ситуациям преодоления трудностей вообще (человек с ее помощью  может управлять и  процессами преодоления жизненных трудностей). Это значит, что опыт консультирования по преодолению учебных трудностей у детей может быть в определенной степени приложим к консультативной работе со взрослыми людьми, предметом которой  часто является помощь в преодолении жизненных трудностей.

Литература

Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных  схем деятельности в психологии // Методологические проблемы эргономики. Труды ВНИИТЭ. Вып. 17. 1979.

Алексеев  Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач [Текст] /Н.Г. Алексеев // Дис. …. канд. психол. наук. М., 2002a.

Алексеев  Н.Г.  Проектирование условий развития рефлексивного мышления[Текст] / Н.Г. Алексеев // Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002b.

Бек Дж.  Когнитивная  терапия: Полное руководство, М.:  Вильямс, 2006. 400 с.

Василюк Ф.Е.  Майевтика как  метод понимающей психотерапии [Текст]  / Ф.Е. Василюк // Вопр. психологии. 2008. № 5. С. 31—43.

Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.

Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим ребенком: Теория и практика рефлексивноAдеятельностного подхода / Виктор Зарецкий. — М.: ЧисA тые пруды, 2011. 32 с.

Зарецкий В.К. Научные основы рефлексивно-деятельностного подхода к работе с детьми с трудностями в обучении // Учебно-методическое пособие . М.: МГППУ, «Смысл», 2007.

Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в психологоAпедагогичесA ком  консультировании детей, имеющих трудности в обучении [Текст] / В.К. Зарецкий // Педагогическая психология: Учебное  пособие / ред. И.Ю. Кулагина. М.: ТЦ Сфера, 2008a. С. 81—98.

Зарецкий В.К., Гордон М.М., Шабанов А.А. Технология оказания психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении // Учебно-методическое пособие (часть 1). М.: МГППУ, «Смысл». 2007.

Мартынов Е.С. Значение представлений В. Франкла для формирования профессиональной позиции педагога: Дипломная работа. М.:  МПГУ, 2011. 76 с.

Пузырей А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопр. методол. 1997. № 4. С. 148—164.

Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: Пер. с англ. М.: Психотерапия,  2006. 512 с

Роджерс К. КлиентAцентрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение: Пер. с англ. М.: Психотерапия,  2007. 560 с.

Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2.

Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

Франкл В. Воля к  смыслу/Пер.  с англ. М.:  АпрельAПресс,  ИздAво ЭКСМОA Пресс, 2000. 368 с.

Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб.: Речь, 2000. — 286 с.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. КогнитивноAбихевиоральная психотерапия. ГлаA ва из кн.: Основные направления современной психотерапии: Учебное поA собие / Научная редакция А.М.  Боковикова.  М.:  КогитоAЦентр, 2000. С. 224—267.

Холмогорова А.Б. Отечественная психология мышления и когнитивная психотерапия // Московский психотерапевтический  журнал 2001. № 4. C. 6—17.

Ягнюк К.В.  Сессия Карла Роджерса с Глорией:  анализ вербальных  вмешательств // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1—2.

Информация об авторах

Мартынов Егор Сергеевич, педагог-психолог сердней образовательной школы 422

Метрики

Просмотров

Всего: 3015
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2490
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3