Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 2. С. 129–148
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Pабота с рефлексией в разных направлениях психотерапии и в рефлексивно-деятельностном подходе: попытка сравнительного анализa
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рефлексия, консультирование, человеко-центрированная терапия, логотерапия, понимающая психотерапия, рефлексивно-деятельностный подход
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мартынов Е.С. Pабота с рефлексией в разных направлениях психотерапии и в рефлексивно-деятельностном подходе: попытка сравнительного анализa // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 129–148.
Фрагмент статьи
В различных подходах к психологическому консультированию так или иначе затрагивается тема работы с рефлексией клиента. Это явно видно в направлении «понимающая психотерапия» (Ф.Е. Василюк), кроме того, работа с рефлексией клиента ведется и в направлениях, где она не выделяется в отдельную категорию: человеко-центрированный подход (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), когнитивно-бихевиоральная терапия (А. Бек) и др.
Рефлексию мы считаем важным процессом для консультирования. В процессе рефлексии человек может осмыслять основания и способы своей деятельности и управлять ими (менять при необходимости или конструировать новые).
Опыт консультативной практики помощи детям в преодолении учебных трудностей с использованием средств работы с рефлексией накоплен в рефлексивно-деятельностном подходе (В.К. Зарецкий, М.М. Гордон и др.), где рефлексия является одной из основных катеA горий. Однако ее польза не ограничивается решением познавательных учебных задач (преодолением учебных трудностей), она имеет отношение и к ситуациям преодоления трудностей вообще (человек с ее помощью может управлять и процессами преодоления жизненных трудностей). Это значит, что опыт консультирования по преодолению учебных трудностей у детей может быть в определенной степени приложим к консультативной работе со взрослыми людьми, предметом которой часто является помощь в преодолении жизненных трудностей.
Литература
Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Методологические проблемы эргономики. Труды ВНИИТЭ. Вып. 17. 1979.
Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач [Текст] /Н.Г. Алексеев // Дис. …. канд. психол. наук. М., 2002a.
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления[Текст] / Н.Г. Алексеев // Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002b.
Бек Дж. Когнитивная терапия: Полное руководство, М.: Вильямс, 2006. 400 с.
Василюк Ф.Е. Майевтика как метод понимающей психотерапии [Текст] / Ф.Е. Василюк // Вопр. психологии. 2008. № 5. С. 31—43.
Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.
Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим ребенком: Теория и практика рефлексивноAдеятельностного подхода / Виктор Зарецкий. — М.: ЧисA тые пруды, 2011. 32 с.
Зарецкий В.К. Научные основы рефлексивно-деятельностного подхода к работе с детьми с трудностями в обучении // Учебно-методическое пособие . М.: МГППУ, «Смысл», 2007.
Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в психологоAпедагогичесA ком консультировании детей, имеющих трудности в обучении [Текст] / В.К. Зарецкий // Педагогическая психология: Учебное пособие / ред. И.Ю. Кулагина. М.: ТЦ Сфера, 2008a. С. 81—98.
Зарецкий В.К., Гордон М.М., Шабанов А.А. Технология оказания психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении // Учебно-методическое пособие (часть 1). М.: МГППУ, «Смысл». 2007.
Мартынов Е.С. Значение представлений В. Франкла для формирования профессиональной позиции педагога: Дипломная работа. М.: МПГУ, 2011. 76 с.
Пузырей А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопр. методол. 1997. № 4. С. 148—164.
Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2006. 512 с
Роджерс К. КлиентAцентрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение: Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2007. 560 с.
Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.
Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. М.: АпрельAПресс, ИздAво ЭКСМОA Пресс, 2000. 368 с.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб.: Речь, 2000. — 286 с.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. КогнитивноAбихевиоральная психотерапия. ГлаA ва из кн.: Основные направления современной психотерапии: Учебное поA собие / Научная редакция А.М. Боковикова. М.: КогитоAЦентр, 2000. С. 224—267.
Холмогорова А.Б. Отечественная психология мышления и когнитивная психотерапия // Московский психотерапевтический журнал 2001. № 4. C. 6—17.
Ягнюк К.В. Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1—2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3015
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 2490
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3