Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7526Ключевые слова 18084 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Негативные психологические последствия обучения в массовой средней школе для учащихся и их семей 912

Жичкина А.В., кандидат психологических наук, Москва, Россия
Кравец Е.А., кандидат технических наук, Доцент МГУ геодезии и картографии
Штукарева С.В., Руководитель учебной части Института повышения квалификации практикующих психологов , Москва, Россия, svet_vlad@inbox.ru

Аннотация

Обязательность получения детьми основного среднего образования порождает ряд негативных психологических последствий. Авторы указывают на две основных группы факторов, лежащих в основе таких последствий: нарушение психологических границ семьи представителями школы и депривирующее влияние школы на учащихся. Нарушение границ семьи со стороны школы выражается в давлении со стороны учителей на родителей с требованиями повлиять на поведение детей в школе, а также в насильственном вовлечении родителей в образовательный процесс. Преобладающим отношением представителей школы к родителям является авторитарный контроль. Частой эмоциональной реакцией родителей на нарушение границ семьи представителями школы является страх и чувство беспомощности, а также недовольство учителями. Депривирующее влияние школы на учащихся имеет эмоциональный и когнитивный аспекты. Образовательная депривация связана как с фрустрацией потребностей в безопасности, общении, достижениях и признании со стороны учителей, так и с неспособностью усвоить те большие объемы информации, которые требуется в школе. Следствием образовательной депривации становится негативное отношение к школе и отвращение к учебе. Авторы делают вывод, что обязательное среднее образование в том виде, в котором оно существует сейчас в России, наносит вред личности ребенка, его адаптации и его взаимоотношениям с родителями.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Итак, фактическая обязательность получения детьми общего образования в массовой школе наряду с противоречием организации образовательного процесса интересам семей учащихся создает большое количество проблем в различных  областях, а именно:

1) Нарушение психологических границ семьи представителями школы,которое выражается:

в проблеме давления со стороны учителей на родителей, чтобы они оказывали влияние на не хотящих учиться и нормативно вести себя в предложенных условиях детей, повышали их успеваемость и влияли на поведение;проблеме все бо льшего насильственного  вовлечения родителей в образовательный процесс в силу усложнения образовательных программ;

2) Депривирующее влияние школы на учащихся, которое выражается:

в пренебрежительном и неуважительном отношении учителей к детям, не соответствующим (частично или  полностью) требованиям школьной образовательной системы; выдавливании из школы тех детей, которые не могут и/или не хотят усваивать образовательную программу средней школы хотя бы в минимальном «троечном» объеме; препятствии освоению других видов деятельности, общения, социализации, более соответствующих  потребностям  детей, в связи с чрезмерной учебной загружённостью, что в конечном счете снижает возможности адаптации ребенка; ухудшении детско-родительских отношений, связанном с насильственной трансляцией родителями школьных требований, не соответствующих интересам или возможностям детей.

Перечисленные проблемы будут рассмотрены более подробно.

Литература

Алексеенкова В.Г. Личность в условиях психической депривации. СПб., 2009.

Байбородова Л.В. Взаимодействие семьи и школы. М., 2005.

Бережнова Л.Н.  Предупреждение депривации в образовательном  процессе. СПб., 2000.

Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое  здоровье подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2004.

Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников средних школ // Социологические  исследования. 2007. Май.

Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Дисс. …канд. психол. наук. М., 1990.

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273AФЗ.

Зязева Е.В. Реализация полифункциональных возможностей домашнего  задания в решении  образовательных задач по химии: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Тобольск, 1998.

Иовчук Н.М., Северный А.А. Учитель  и ученик: истоки психологического насилия // Дети России: насилие и защита: Материалы Российской науч.-практ. конференции / Науч. ред. Н.В. Вострокнутов, А.А. Северный. М., 1997.

Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Миков П., Суслов А. Права человека в школах Пермской области. Пермь, 2004.

Новая российская школа: свобода или тирания? Материалы круглого стола, проведенного в информационном агентстве «Росбалт»: Электронная аудио- запись. 2011. http://video.yandex.ru/users/dAkonkurs/view/24#

О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год // Вестник образоваA ния:  СправочноAинформационное  издание Министерства образования РСФСР. 1991. № 3.

Отношение детей и подростков к школе: Электронный документ: 31.08.2009.

URL:  http://www.rdtAinfo.ru/20090831146/otnoshenieAdeteyAiApodrostkovAkA

shkole.html

Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Почему грамотность чтения российских восьмиклассников ниже, чем четвероклассников? Углублённый анализ результатов международных  сравнительных  исследований качества образоA вания PIRLS  и  PISA.  Электронный  документ: 2009. URL:  www.ciced. ru/docs/2009_10_02.../PIRLS_PISA.doc

Сапоровская М.В. ДетскоAродительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как  факторы школьной  адаптации первоклассников: Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.

Северный А.А. Проблемы охраны психического здоровья детей в России // СборA ник тезисов международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)» / под ред. Н.В. ВосA трокнутова. М., 2001.

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223AФЗ.

Терешатова Е.В. Новая российская школа: свобода или тирания? Электронный документ: 16.05.2011. URL: http://direktor.ru/blog.htm?id=190

Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое  руководство. М., 2006.

Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4.

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика