Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 2. С. 199–211
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Построение урока на принципах рефлексивно-деятельностного подхода
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, смысл, рефлексия, способ действия, развитие, отношение сотрудничества
Рубрика издания: Мастерская и методы
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Антонова А.Н. Построение урока на принципах рефлексивно-деятельностного подхода // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 199–211.
Фрагмент статьи
Технология работы с классом на принципах РДП
1. Урок начинаю с того, что устанавливаю эмоциональный контакт. Он необходим, так как людям, собирающимся что-то делать вместе, важно почувствовать друг друга, понять особенности эмоционального состояния каждого партнёра. Учитель и ученики встретились. Что-то с ними происходило, но порознь, они были в разных пространствах. У учителя был другой урок, у детей тоже. Там могли произойти события, от которых они сразу не могут отстраниться. Если кто-то поссорился с другом — это не мелочь, это событие его жизни, субъективно ничуть не менее значимое, чем предстоящий урок. Это не значит, что надо обсуждать каждое такое событие на уроке. Обычно достаточно дать понять, что ты видишь состояние ученика и сочувствуешь ему — ребёнок мобилизуется. Словом, если не освободиться от груза разнообразных чувств, не поделиться ими, не выстроить эмоциональный «мост» между тем, что происходило до того и замыслом урока, контакта между учителем и учениками не будет. А не будет контакта — не будет урока. Для тех кто считает, что это пустая «непроизводительная» трата времени, подчеркну: эмоциональный контакт между учителем и ребенком — необходимое условие того, чтобы урок состоялся.
2. Доношу до ребёнка смысл каждой темы, каждого урока, каждого вида работы, каждого упражнения, каждого слова. Стоит ребёнку потерять смысл того, что он сейчас делает, и он выпадает из урока, теряет интерес.
Литература
Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Дисс. в виде научного доклада … дAа психол. наук. М., 2002.
Антонова А.Н. Математика по «Русскому проекту» // Рефлексия опыта четверA той Летней школы для детей с особенностями развития. Сборник аналитиA ческих и методических материалов. — ПермьAНытваAМосква.: ПОИПA КРО — РУО — ИПИ РАО, 2000. — С. 40—42.
Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) / Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 243—432.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умA ственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1966.
Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
Зарецкий В.К., Гордон М.М. Продолжаем разговор о рефлексивно-деятельностной педагогике // Первое сентября. 27.03.2001.
Симунова Н.Г. Работа в Новоильинском классе. День за днем // Рефлексия опыта четвертой Летней школы для детей с особенностями развития. Сборник аналитических и методических материалов. — Пермь-НытваAМосква.: ПОA ИПКРО — РУО — ИПИ РАО, 2000. — С. 42—51, 52—58.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2577
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1559
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1