Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 3. С. 138–150
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Применение символов в истории психотерапии: содержательно-хронологическая реконструкция
Аннотация
В статье рассматриваются результаты историко-психологического исследования применения символов в практике основных школ психотерапии. Выделяются этапы, отражающие основные тенденции в эволюции терапевтического применения символов. Предполагается, что появление новых методов применения символов происходит в связи с историческим изменением методологических оснований и терапевтических упований школ психотерапии.
Общая информация
Ключевые слова: символ, смысл, история психотерапии, терапевтические упования
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Для цитаты: Цыбуля В.И. Применение символов в истории психотерапии: содержательно-хронологическая реконструкция // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 3. С. 138–150.
Фрагмент статьи
В настоящее время в психологической науке существует большой интерес к проблеме символа как особого психологического средства. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в течение последних двух десятилетий, в которых символ изучается в контексте проблем развития познавательных функций [Веракса, Дьяченко, 1996; Веракса, 2008; Подзорова, 2008; Apperly, Williams, etc., 2004; Callaghan, 1999; DeLoache, 2002], произвольной регуляции [Цветков, 2006], ценностно-смысловой сферы [Афанасьева, 2002; Лебедева, 2011], ориентировки в межличностных отношениях [Воробьева, 2010], проблем практической психологии [Буякас, Зевина, 1997; Буякас, 2000, 2003; Волкова, Орлов, Орлова, 2010; Шалина, 2010]. Однако до сегодняшнего дня всё еще остается недостаточно осмысленным с позиции научной психологии накопленный в истории психотерапии богатый опыт терапевтического применения символа, историко-психологическое исследование которого может способствовать расширению научно-психологических представлений о символе как психологическом средстве и механизмах его влияния на развитие сознания и самосознания.
Цель данной статьи – содержательно реконструировать эволюцию терапевтического применения символов с позиции определенной теоретико-методологической позиции по отношению к символу как психологическому средству. Философский уровень принятой нами теоретико-методологической позиции составляют общефилософские представления о символе П.А. Флоренского [Флоренский, 2006], А.Ф. Лосева [Лосев, 1991], М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского [Мамардашвили, Пятигорский, 2009]. При всей разности подходов этих авторов символы рассматриваются ими как своего рода «смысловые ориентиры» сознания или средства «настройки» сознания на «видение», переживание и понимание смыслового измерения бытия. Теоретико-психологический уровень интегрирует представления о символе в современных исследованиях, среди которых можно выделить два подхода. Для первого подхода наиболее характерно рассмотрение символа как чувственно осязаемого явления (предмета, ситуации, образа и др.), которое имеет для определенного человека особый личностный смысл, выражающий его пристрастное отношение к чему-либо [Веракса, 2008; Веракса, Дьяченко, 1996; Воробьева, 2010; Цветков, 2006; Шалина, 2010]. В структуре символа в отличие от знака доминирует личностный смысл. Второй подход характеризуется рассмотрением символа как чувственно осязаемого явления, порождающего или раскрывающего в индивидуальном сознанииобъективный культурный смысл, не зависимый от актуальных личных предпочтений или отношений [Буякас, Зевина, 1997; Буякас, 2000, 2003; Поляков, 2007, 2008]. Можно сказать, что символ представляет иные, т. е. альтернативные актуальным, ранее сформировавшимся в жизни конкретного человека смысловые позиции, иные видения и понимания. На наш взгляд, эти психологические подходы к пониманию символа позволяют целостно понять сущность символа как психотехнического средства в психотерапии, которое может выступать и как средство экспликации, чувственного воплощения личностных смыслов (первый подход), и как средство порождения новых личностных смыслов (второй подход), новых смысловых структур сознания и самосознания. Таким образом, символ как психологическое средство мы определяем как чувственно осязаемую «вещь», эксплицирующую, воплощающую смысл и/или порождающую в сознании новые смыслы. На психотехническом уровне мы рассматриваем символ как средство фасилитации процессов смысловой динамики. Будучи средством решения «задач на смысл» [Веракса, Дьяченко, 1996], символ играет важную роль в психотерапии, так как позволяет преодолеть уровень актуального «видения» и «осмысления» проблемы клиента, «выйти» в пространство альтернативных смысловых позиций, воплощаемых символом, которые и позволяют клиенту преодолеть проблемную ситуацию [Волкова, Орлов, Орлова, 2010].
Литература
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники / пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008.
2. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
3. Барт Р. Нулевая степень письма / пер. с фр. М.: Академический проект, 2008.
4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / пер. с нем. М.: «КСП+»; СПб.: «Ювента», 1999.
5. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 44–56.
6. Буякас Т.М. Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 68–79.
7. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96–108.
8. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психотерапии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.
9. Веракса А.Н. Особенности символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2008. 30 с.
10. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14–26.
11. Воробьева Е.В. Особенности символических представлений младших школьников об одноклассниках. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
12. Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ – методология субъектности // Журн. «Психология» Высшей школы экономики. 2010. № 3.
13. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы / пер. с англ. М.: Класс, 1995.
14. Лебедева Т.А. Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. №2. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 11.03.2013).
15. Лейнер Х. Кататимное переживание образов / пер. с нем. М.: Эйдос, 1996.
16. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
17. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009.
18. Минделл А. Вскачь задом наперед / пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
19. Морено Дж. Психодрама / пер. с англ. М.: Издательство Института психотерапии, 2008.
20. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
21. Подзорова Е.Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол.наук. М., 2008.
22. Поляков А.М. Символическая функция сознания как условие становления субъектности // Философия и социальные науки. 2007. № 4. С. 61–69. (Начало); 2008. № 1. С. 76–80. (Продолжение).
23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы / пер. с англ. М.: Психотерапия, 2008.
24. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006.
25. Фрейд З. Толкование сновидений / пер. с нем. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. Цветков А.В. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
26. Шалина О.С. Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
27. Эленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. Часть I: От первобытных времен до психологического анализа / пер. с англ. СПб.: Академический проект, 2001.
28. Юнг К.Г. Символическая жизнь / пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2003.
29. Apperly, I.A., Williams, E. & Williams, J. Three-to-four-year-olds’ recognition that symbols have a stable meaning: pictures are understood before written words // Child Development. 2004. № 75. 1510–1522.
30. Callaghan, T.C. Early understanding and production of graphic symbols // Child Development. 1999. № 70. 1314–1324.
31. DeLoache, J.S. Dual representation and young children’s use of scale models // Child Development. 2002. № 71. 329–338.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1834
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 2225
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5