Компенсация аутистических черт на втором году жизни младенца: преодоление страдания через развитие привязанности

2249

Аннотация

Статья посвящена исследованию раннего развития маленького мальчика с аутистическими чертами, воспитывающегося в доме ребенка. Его развитие отслеживалось двумя методами: методом этологического наблюдения и методом психоаналитического наблюдения за младенцами, разработанного Esther Bick. В начале наблюдения сильное стремление ребенка к близкому контакту с взрослым не могло быть реализовано из-за непереносимости малейшего препятствия в контакте и фиксации самых архаичных способов контакта («зарывание», «укоренение» в теле взрослого). В статье описывается постепенное развитие привязанности ребенка и наблюдателей в условиях регулярных, но нечастых и ограниченных по времени контактов. Наблюдение способствовало развитию символической активности ребенка и его способности накапливать хороший эмоциональный опыт в близких эмоциональных контактах, благодаря чему была создана основа для сбалансированного дальнейшего развития мальчика. Ключевые паттерны, позволившие ребенку перейти от аутизма к привязанности, проиллюстрированы фотографиями.

Общая информация

Ключевые слова: раннее развитие, дом ребенка, этологическое наблюдение, психоаналитическое наблюдение за младенцем, аутизм, привязанность, символическая активность

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Бардышевская М.К. Компенсация аутистических черт на втором году жизни младенца: преодоление страдания через развитие привязанности // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 3. С. 190–220.

Фрагмент статьи

Теоретический контекст исследования

Развитие поведения привязанности традиционно анализируется в рамках этологической теории. Смысл этого поведения заключается в поиске и сохранении эмоциональной близости двух людей, в том числе младенца и родителя, для достижения чувства внутренней безопасности [Bowlby, 1979][НЦ1] . Технические средства достижения близости разнообразны. К ним относятся тактильный контакт, глазной контакт, голосовой контакт, как невербальный, так и вербальный, мимика, жесты, позы, реакция следования за фигурой привязанности.

Паттерны привязанности могут быть организованы гармонично или дисгармонично. При гармоничном развитии они легко интегрируются с другими сохранными формами поведения. Так, нормально развивающийся младенец испытывает удовольствие от кормления грудью и чередует сосание с игрой с материнским телом, исследует лицо матери, лепечет при переодевании и т. д.

При дисгармоничном развитии привязанности для инициации и поддержания контакта, для стимуляции родительской заботы ребенок может использовать неспецифические для привязанности паттерны. Чаще всего к ним относятся те, в которых в искаженном виде проявляются обнаженные влечения ребенка. Это агрессия и аутоагрессия, сексуальное поведение (аутостимуляция с элементами саморазрушения), искаженные формы питания (рвота, срыгивание, поедание несъедобного), сна (инверсия ритма, отсутствие сна, ночные истерики, сон на шкафу и пр.), выделения (запоры, испражнения во время переодевания с пачканием матери), территориального поведения (пачкание, маркирование территории своими выделениями). На тесную генетическую связь между нарушенной привязанностью и аутизмом указывали Niko Tinbergen [Tinbergen, 1983], Виктор Лебединский [Лебединский, 1996].

Сможет ли ребенок восстановить нарушенное поведение привязанности, зависит, прежде всего, от того, сохранен ли у него сам мотив поиска близости и насколько сильно поведение привязанности искажено из-за фиксации аномальных форм поведения, перечисленных выше. Наряду с теорией привязанности исследование опиралось на психоаналитическую традицию объяснения эмоциональных состояний, которые сопровождают те или иные поведенческие феномены. Такое понимание имеет терапевтическое применение, которое может быть сформулировано так: взрослый понимает состояние ребенка при отвержении или непереносимости близкого эмоционального контакта и помогает ему найти безопасные дозированные формы взаимодействия.


 [НЦ1][6] в списке литературы соответсвует [Bick, 1964] стоит проверить точно ли указана ссылка

Литература

  1. Бардышевская М.К.  Возрастная динамика симптомов, сходных с аутистическими, у эмоционально депривированных младенцев: этологическое исследование. Материалы первой международной конференции памяти А.Р. Лурии. Москва, 24–26 сентября 1997 С. 8–9.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
  3. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. Тт. 4 и 5. М.: Педагогика, 1984.
  4. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1996. № 2. С. 18–23.  
  5. Ainsworth M.D.S., and Marvin R.S. 'On the shaping of attachment theory and research: an interview with Mary D. S. Ainsworth (fall 1994). In: Waters E., Vaughn E. B., Posada G., and Kondo-Ikemura K. (eds): Caregiving: Cultural and Cognitive Perspectives on Secure-Base Behavior and Working Models. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1995, 60: 3–21.
  6. Bick E. Notes on infant observation in psycho-analytic training // International Journal of Psycho-Analysis? 1964?  45: 558–66.
  7. Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds. London: Tavistock, 1979. 
  8. Bower T. Development in Infancy. San Francisco: Freeman, 1974.
  9. Izard C. Human emotions. New York: Plenum Press, 1977.
  10. Klein M. 'Some theoretical conclusions concerning the emotional life of the infant', in: The Writings of Melanie Klein, vol. 3, London: Hogarth, 1975.
  11. Lorenz K. On aggression. London: Methuen, 1966.
  12. Meltzer D.  'The psychology of autistic states and of post-autistic mentality', in: Meltzer D., Bremner J., Hoxter S., Weddell D., and Wittenberg I. in The Explorations in Autism. London: Strath Tay: Clunie Press, 1975.
  13. Rustin M. 'Observing infants: reflections on methods', in: Miller L., Rustin M., Rustin M., and Shuttleworth J. (eds) Closely Observed Infants, London: Duckworth, 1989.
  14. Spitz R., and Wolf K.  'Anaclitic depression: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early infancy II', Psychoanalytic Study of the Child. 1946. 2: 313–42.
  15. Tinbergen N., and Tinbergen E.A.  Autistic' Children: New Hope for a Cure. London: Allen and Unwin, 1983.
  16. Trad P. Infant depression. New York: Springier, 1986.
  17. Tustin F. The Protective Shell in Children and Adults. London: H. Karnac Books, 1990.
  18.  Winnicott D.W. 'Transitional objects and transitional phenomena', In:
  19. Through Paediatrics to Psycho-Analysis, London: Tavistock, 1958.

Информация об авторах

Бардышевская Марина Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультетата психологии МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: marinabard@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2320
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2249
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1