Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Cравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье 1413

Якимова Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tyackimova@yandex.ru

Аннотация

В статье сравниваются представления житейской и научной психологии об особенностях сиблинговых отношений в семье, дается краткий обзор представлений «народной психологии развития» и основных направлений исследований сиблинговых отношений в профессиональной психологии. Приводится описание случаев практической работы психолога с запросами родителей, связанными с различными эмоциональными и поведенческими трудностями их старших детей в ситуации появления в семье младших. В этих описаниях отражены наиболее типичные для родителей (как представителей житейской психологии) тенденции в понимании и переживании ими отношений братьев и сестер, а также в возникающие сна их основе стратегии регулирования родителями сиблинговых конфликтов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Отношения между братьями и сестрами остаются мало разработанной областью в психологии. При этом сиблинговые отношения и конфликты, оказывая влияние и на семейный климат в целом, и на особенности личностного развития детей в семье, нередко являются причиной обращения семей за психологической помощью. В статье сравниваются две точки зрения на сиблинговые отношения, конфликты и стратегии поведения в них со стороны родителей. Одна точка зрения принадлежит научной (профессиональной) психологии, другая — житейской.

Житейские представления взрослых о развитии ребенка и детско-родительских отношениях

Житейская психология отражает взгляды, представления и верования родителей, которые, проявляясь в их поведении, оказывают влияние на своеобразие эмоционально-волевого, мотивационного, поведенческого развития ребенка. В русле одного из направлений современной психологии, получившего название «народная психология развиA тия» (Folk Developmental  Psychology), проведено множество  исследований  представлений  родителей об особенностях устройства семейных отношений и развития ребенка [Обухова, Шаграева, 1999].

Литература
  1. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях // Психологические исследования  2010 — № 4 (12).
  2. Минухин С., Фишман Г. Техники семейной терапии. — М. 1998.
  3. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М.: Жизнь и мысль, 1999.
  4. Якимова Т.В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома / Культурно-историческая психология 2011. — № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика